Современные подростки и их взаимоотношения с родителями. Подросток и родители: отношения с родителями, возможные конфликты, кризис возраста и советы психологов

Взаимоотношения подростков и родителей.

Сегодня мы поговорим с вами о взаимоотношениях подростков и родителей. Мне кажется, что эта тема очень важна.

Свою беседу с вами я хочу разделить на несколько частей.

1 – ая. «Взять сторону подростка».

Многие дети, вступая в подростковый возраст, разительно меняются. Из ласковых, спокойных и послушных вдруг превращаются в ершистых, неуправляемых, грубых. Пожалуй, именно грубость сильнее всего ранит и обижает родителей. Он прежде чем бороться с этим злом, давайте разберемся в причинах его возникновения.

К 16 годам у ребенка накапливается немало проблем переходного возраста. Постепенно нарастает неуверенность в себе. Появляется тревожность, сомнения в собственной значимости для родителей, друзей. Подростки готовы «застревать» в положении «обиженного», «непонятного», искать выход из трудных ситуаций путями, нередко чрезвычайно опасными для здоровья, стремятся освободиться от зависимости взрослых.

Порой возникают у них агрессивные сионтальные реакции защиты себя даже в ситуации, когда и угрозы – то никакой нет.

Теснейшая эмоциональная зависимость от родителей вступает в противоречие с жаждой признания среди сверстников, что тоже становится причиной невротических реакций. Возникает желание изменить свое состояние «приняв» что-либо для быстрого улучшения настроения. Все это очень опасные предпосылки, которые нельзя оставаться без внимания.

Что же нужно делать взрослыми, чтобы избежать конфликтов в общении с подростками .

Конечно, терпеть хамство собственного ребенка очень трудно. Так и хочется дать грубияну достойный отпор и поставить его на место. Но будет ли от этого прок? Ведь мы, взрослые, прекрасно знаем:? Всякое обострение отношений лишь подольет масла в огонь. Будьте мудрее, не провоцируете своего ребенка на грубость. В этом вам помогут следующие правила поведения:

  1. Дайте свободу . Спокойно свыкнитесь с мыслью, что ваш отпрыск уже вырос и далее удерживать его возле себя не удастся, а непослушание – это стремление выйти из-под вашей опеки.
  2. Никаких нотаций . Больше

«Педагогика семейных отношений»

Чтобы в ваших семьях всегда была атмосфера взаимопонимания хочу предложить вам несколько советов, как желательно относиться к своему ребенку:

  1. Смотри(те) на своего ребенка как на самостоятельную личность.
  2. Говори(те) с ним о некоторых планах, касающихся домашнего хозяйства, например, что купить, что поправить, что сэкономить, чтобы дети чувствовали себя членом семейного коллектива.
  3. Все время доказывай(те) своим поведением, что умеешь(те) держать слово.
  4. Держи(те) себя так, чтобы дети не боялись идти к тебе(вам) с любым вопросом, даже и тогда, когда чувствует, что вопрос деликатный.
  5. Раньше, чем пристыдить или наказать ребенка подростка постарайся(тесь) понять по каким побуждениям он совершил свой поступок.
  6. Не обращайся(тесь) с ним все время как с маленьким ребенком.
  7. Не балуй(те) его и не делай(те) за него то, что он смог бы сделать сам.

Помнимте! Воспитывая своих детей, оба родителя и остальные родственники должны действовать согласованно.

Давайте обсудим такую проблему как:

«Наказания и поощрения в семье».

Как вы считаете, нужны ли в воспитании детей поощрения? Наказания?

Да, поощрения и наказания нужны. Но важно уметь пользоваться этими средствами. Подумайте, пожалуйста, какие средства поощрения вы знаете и используете в воспитании? – одно из средств – одобрение. Ребенок, у которого только формируются навыки и привычки правильного поведения и отношений, очень нуждается в одобрении со стороны взрослых. Как можно одобрить ребенка? Подумайте над этим.

Еще одно средство – похвала – способствует воспитанию у ребенка веры в собственные силы. Как можно похвалить ребенка? Подумайте.

Доверие – это проявление уважения к детям.

Вывод: Поощрять ребенка надо не за сам факт выполнения обязанностей, а за то, с каким старанием и прилежанием он выполнил эту работу.

А как вы относитесь к материальным поощрениям?

Какими подарками можно поощрять?

Какие средства наказания можно использовать?

Виды наказания: - замечания;

Лишения удовольствия и развлечения;

Лишения доверия.

Нужны ли физические наказания?

Как считают психологи, они способствуют развитию лжи, лицемерия, трусости, возбуждает злобу и ненависть к старшим.

Давайте рассмотрим несколько житейских ситуаций.

  1. Ребенок не выполнил просьбу родителей. Забыл. Ваша реакция.
  2. Сын очень грубо обращался с товарищем, обзывался. Отец, проходя мимо, не обратил внимания. Почему он так поступил?
  3. У Светы постоянные проблемы с историей. И вот, наконец-то, в один прекрасный день Света получила по истории «5». Папа сидит в кресле, читает газету. Вбегает радостная Света.

Папа! Папа! Я сегодня по истории «5» получила!

Отец не отрываясь от газеты, спокойным тоном: - Молодец!

Пап, ты слышал? Я же по истории «5» получила.

Я же слышал. Вот мать пришла. Иди встречай.

Света бросается к матери.

Мам! А у меня сегодня пятерка!

Ага. Ой, до чего устала. А ты еще посуду не вымыла и не прибрала? Вечно лодыря гоняешь.

Света начала мрачно мыть посуду. И про школу больше не рассказывала.

  1. Игорю 15 лет. Обычно он вечером приходит домой в 10 часов. Мать и отец сидят у телевизора.

Мать: - Что-то Игорька нашего нет. Уже почти 10 часов.

Отец: - Сейчас придет.

Мать: - Отец, да ты посмотри на часы 11 часов! Ну куда он пропал. Надо позвонить Жене. – Алло! Женя? Это мама Игоря. А Игорь не у тебя? Нет? Не знаешь?

Ну господи! Куда же он мог деться. Ну что ты сидишь? Делай что-нибудь. Выйди на улицу, посмотри. А может он попал в плохую компанию? Может, его и в живых нет. Что делать? Куда бежать?

Мама плачет. Неожиданно стук в дверь. Входит Игорь. Не говоря ни слова, мама ударила его по лицу.

чПУРЙФБФЕМШОЩЕ ЧПЪНПЦОПУФЙ УЕНШЙ ПВХУМПЧМЕОЩ НОПЗЙНЙ УПГЙБМШОЩНЙ (РПМЙФЙЮЕУЛЙНЙ, ЬЛПОПНЙЮЕУЛЙНЙ, ДЕНПЗТБЖЙЮЕУЛЙНЙ, РУЙИПМПЗЙЮЕУЛЙНЙ) ЖБЛФПТБНЙ ПВЯЕЛФЙЧОПЗП Й УХВЯЕЛФЙЧОПЗП ИБТБЛФЕТБ. л ОЙН ПФОПУСФУС:
- ЖБЛФПТЩ НБЛТПУТЕДЩ Й ФЕ ЙЪНЕОЕОЙС, ЛПФПТЩЕ Ч ОЕК РТПЙУИПДСФ;
- УФТХЛФХТБ УЕНШЙ (ОХЛМЕБТОБС ЙМЙ НОПЗПРПЛПМЕООБС, РПМОБС ЙМЙ ОЕРПМОБС, НОПЗПДЕФОБС ЙМЙ НБМПДЕФОБС) Й Ф.Д.;
- НБФЕТЙБМШОЩЕ ХУМПЧЙС ЕЕ ЦЙЪОЕДЕСФЕМШОПУФЙ (ХТПЧЕОШ ДПИПДПЧ, ЦЙМЙЭОЩЕ ХУМПЧЙС, ВМБЗПХУФТПЕООПУФШ ВЩФБ Й ДТ.);
- МЙЮОПУФОЩЕ ИБТБЛФЕТЙУФЙЛЙ ТПДЙФЕМЕК (УПГЙБМШОЩК УФБФХУ, ХТПЧЕОШ ПВТБЪПЧБОЙС, ПВЭБС Й РУЙИПМПЗП-РЕДБЗПЗЙЮЕУЛБС ЛХМШФХТБ, ПТЙЕОФБГЙЙ Й ХУФБОПЧЛЙ ОБ ЧПУРЙФБОЙЕ Й ПВТБЪПЧБОЙЕ ДЕФЕК);
- РУЙИПМПЗЙЮЕУЛЙК ЛМЙНБФ Ч УЕНШЕ, УЙУФЕНБ Й ИБТБЛФЕТ ЧЪБЙНППФОПЫЕОЙК НЕЦДХ ЕЈ ЮМЕОБНЙ, ЙИ УПЧНЕУФОБС ДЕСФЕМШОПУФШ;
- РПНПЭШ УЕНШЕ УП УФПТПОЩ ПВЭЕУФЧБ Й ЗПУХДБТУФЧБ Ч ПВТБЪПЧБОЙЙ Й ЧПУРЙФБОЙЙ ДЕФЕК, УПГЙБМЙЪБГЙЙ РПДТБУФБАЭЕЗП РПЛПМЕОЙС.

хУРЕЫОПУФШ УЕНЕКОПЗП ЧПУРЙФБОЙС РТЕЦДЕ ЧУЕЗП ЪБЧЙУЙФ ПФ МЙЮОПУФОЩИ ТЕУХТУПЧ УЕНШЙ, ЕЕ УПУФБЧБ, ХЧМЕЮЕОЙК, ЧЛХУПЧ, ПФОПЫЕОЙК УФБТЫЙИ, ЧЪТПУМЩИ Й ДЕФЕК Й ДТ. чБЦОПЕ ЪОБЮЕОЙЕ ДМС ЧПУРЙФБОЙС ТЕВЕОЛБ ЙНЕЕФ ОБМЙЮЙЕ Й ИБТБЛФЕТ ГЕМЕК ЧПУРЙФБОЙС, ЙИ ПУПЪОБОЙЕ ТПДЙФЕМСНЙ, ЮФП ФБЛЦЕ ПРТЕДЕМСЕФУС МЙЮОПУФОЩНЙ ТЕУХТУБНЙ УЕНШЙ.

иБТБЛФЕТЙУФЙЛПК Й ХУМПЧЙЕН УЕНЕКОПЗП ЧПУРЙФБОЙС СЧМСЕФУС ЕЗП УФЙМШ, ЛПФПТЩК НПЦЕФ ПРТЕДЕМСФШУС ЛБЛ БЧФПТЙФБТОЩК ЙМЙ ДЕНПЛТБФЙЮЕУЛЙК. юБЭЕ ЧУЕЗП ОБ РТБЛФЙЛЕ ЬФЙ УФЙМЙ УПЮЕФБАФУС, МЙВП ДПНЙОЙТХЕФ ПДЙО УФЙМШ Х ПФГБ, ДТХЗПК - Х НБФЕТЙ. рТЙ ЬФПН ЧБЦОП, ЮФПВЩ ТЕВЕОПЛ ОЕ РПДУФТБЙЧБМУС РПД ТПДЙФЕМЕК Ч ЪБЧЙУЙНПУФЙ ПФ УЙФХБГЙК, Б ПЭХЭБМ ЕДЙОУФЧП ФТЕВПЧБОЙК Й РПДИПДПЧ Л ЕЗП ЧПУРЙФБОЙА.

оБ ХУРЕЫОПУФШ ЧПУРЙФБОЙС ТЕВЕОЛБ ЧМЙСЕФ БФНПУЖЕТБ Ч УЕНШЕ, ЛПФПТБС, Ч УЧПА ПЮЕТЕДШ, ЪБЧЙУЙФ ПФ НОПЗЙИ ЖБЛФПТПЧ. рТЕЦДЕ ЧУЕЗП ПОБ ПРТЕДЕМСЕФУС ПФОПЫЕОЙСНЙ УХРТХЗПЧ, ТПДУФЧЕООЙЛПЧ, ЧЪТПУМЩИ Й ДЕФЕК, ЛПФПТЩЕ ДПМЦОЩ УФТПЙФШУС ОБ ПУОПЧЕ МАВЧЙ, ДПЧЕТЙС, ЙУЛТЕООПУФЙ, ХЧБЦЕОЙС Й ДПУФПЙОУФЧБ ЛБЦДПЗП ЮМЕОБ УЕНШЙ, ЧЪБЙНОПН ЧОЙНБОЙЙ ДТХЗ Л ДТХЗХ. ьЖЖЕЛФЙЧОЩНЙ УТЕДУФЧБНЙ УПЪДБОЙС ВМБЗПРТЙСФОПК БФНПУЖЕТЩ СЧМСАФУС УПЧНЕУФОБС ДЕСФЕМШОПУФШ, ФТХД, РТПЗХМЛЙ, РПУЕЭЕОЙС ФЕБФТБ, ПВУХЦДЕОЙС УРЕЛФБЛМЕК, ЖЙМШНПЧ, ЛОЙЗ, УЕНЕКОЩИ РТПВМЕН. уПЪДБОЙА ЧЩУПЛПОТБЧУФЧЕООПК БФНПУЖЕТЩ Ч УЕНШЕ УРПУПВУФЧХАФ УЕНЕКОЩЕ ФТБДЙГЙЙ: РТБЪДОПЧБОЙЕ ДОЕК ТПЦДЕОЙС, РПДЗПФПЧЛБ УАТРТЙЪПЧ ДТХЗ ДТХЗХ Л РТБЪДОЙЛБН, ЧЩРХУЛ УЕНЕКОЩИ ЗБЪЕФ.

бФНПУЖЕТБ УЕНШЙ Ч ЪОБЮЙФЕМШОПК НЕТЕ ЪБЧЙУЙФ ПФ ЕЕ УПУФБЧБ. оЕРПМОБС УЕНШС УПЪДБЕФ ФТХДОПУФЙ, ЛПФПТЩЕ ОЕЧПЪНПЦОП Ч РПМОПК НЕТЕ РТЕПДПМЕФШ, ТЕВЕОПЛ ЮХЧУФЧХЕФ УЧПА ОЕРПМОПГЕООПУФШ. хИПД ЙЪ УЕНШЙ ПДОПЗП ЙЪ ТПДЙФЕМЕК ОБОПУЙФ ПЮЕОШ ФСЦЕМХА ФТБЧНХ ДЕФСН. юБУФП ЬФП РТПСЧМСЕФУС Ч УОЙЦЕОЙЙ ХУРЕЧБЕНПУФЙ, ТБЪДТБЦЙФЕМШОПУФЙ Й ЪБНЛОХФПУФЙ, ЗТХВПУФЙ Й ОЕДПЧЕТЮЙЧПУФЙ.

пРТЕДЕМЕООЩЕ ФТХДОПУФЙ ЧПЪОЙЛБАФ Й РТЙ ЧПУРЙФБОЙЙ ЕДЙОУФЧЕООПЗП ТЕВЕОЛБ, ЛПФПТЩК УФБОПЧЙФУС ГЕОФТПН ЧОЙНБОЙС. ч ФБЛПК УЕНШЕ ТЕВЕОПЛ МЙЫЕО ПВЭЕОЙС У ДТХЗЙНЙ ДЕФШНЙ, РПЧУЕДОЕЧОПК ЪБВПФЩ П ВТБФЕ ЙМЙ УЕУФТЕ. ъОБЮЙФЕМШОП ПВМЕЗЮБЕФУС ЧПУРЙФБОЙЕ, ЕУМЙ Ч УЕНШЕ ОЕУЛПМШЛП ДЕФЕК. пДОБЛП УПЪДБОЙА ФБЛЙИ УЕНЕК УЕЗПДОС РТЕРСФУФЧХАФ НБФЕТЙБМШОЩЕ ЖБЛФПТЩ.

пЮЕОШ ЧБЦОП, ЮФПВЩ ТЕВЕОПЛ У ТБООЙИ МЕФ ВЩМ РТЙПВЭЕО Л ДЕМБН Й ЪБВПФБН УЕНШЙ, ЧЩРПМОСМ ПРТЕДЕМЕООЩЕ РПУФПСООЩЕ ПВСЪБООПУФЙ РТЙ ПТЗБОЙЪБГЙЙ ВЩФБ, ХЮБУФЧПЧБМ Ч ПВУХЦДЕОЙЙ ИПЪСКУФЧЕООЩИ ЧПРТПУПЧ.

хУМПЧЙЕН ХУРЕИБ Ч ЧПУРЙФБОЙЙ ДЕФЕК СЧМСЕФУС БЧФПТЙФЕФ ТПДЙФЕМЕК, ЛПФПТЩК РПУФТПЕО ОБ ХЧБЦЕОЙЙ, ДПЧЕТЙЙ Й РПДЮЙОЕОЙЙ ЙИ ФТЕВПЧБОЙСН. б ПРТЕДЕМСЕФУС ПО ЙИ РПЪЙГЙЕК РП ПФОПЫЕОЙА Л ДЕФСН, ДТХЗЙН МАДСН. ч УЧПЕ ЧТЕНС б. у. нБЛБТЕОЛП ЧЧЕМ РПОСФЙЕ МПЦОПЗП БЧФПТЙФЕФБ, ОБРТЙНЕТ: "БЧФПТЙФЕФ РПДБЧМЕОЙС", РПУФТПЕООЩК ОБ ХЗТПЪБИ, ОБЛБЪБОЙСИ, УФТБИЕ, ЛПФПТЩК РТЙЧПДЙФ Л ФПНХ, ЮФП ДЕФЙ ТБУФХФ ЪБВЙФЩНЙ, ВЕЪЧПМШОЩНЙ ЙМЙ БЗТЕУУЙЧОЩНЙ;"БЧФПТЙФЕФ МАВЧЙ", ЛПЗДБ ТПДЙФЕМЙ ВЕЪ НЕТЩ ЪБМБУЛЙЧБАФ УЧПЙИ ДЕФЕК; "БЧФПТЙФЕФ РПДЛХРБ", ЛПЗДБ ТПДЙФЕМЙ РПЛХРБАФ ИПТПЫЕЕ РПЧЕДЕОЙЕ ТЕВЕОЛБ, ХУРЕИЙ ЕЗП Ч ХЮЕВЕ Й ДТ.

рПДМЙООЩК БЧФПТЙФЕФ ТПДЙФЕМЕК РПУФТПЕО ОБ ХЧБЦЕОЙЙ ТЕВЕОЛБ Й ЧЩУПЛЙИ ФТЕВПЧБОЙСИ Л ОЕНХ Й РТПСЧМСЕФУС Ч УФТЕНМЕОЙЙ ТЕВЕОЛБ РПДЕМЙФШУС УЧПЙНЙ ФТХДОПУФСНЙ Й РТПВМЕНБНЙ, ТБДПУФСНЙ Й ЪБВПФБНЙ, ПВТБФЙФШУС ЪБ УПЧЕФПН Л ТПДЙФЕМСН.

рТПГЕУУ ТБЪТЕЫЕОЙС РТПВМЕН ЧЪБЙНППФОПЫЕОЙК Ч УЕНШЕ ЙНЕЕФ ЙУФПТЙЮЕУЛЙК ИБТБЛФЕТ, РПУЛПМШЛХ, ТБЪЧЙЧБСУШ ПВЭЕУФЧП УФБОПЧЙФУС ЧУЕ ВПМЕЕ ДЕНПЛТБФЙЮОЩН, ЮФП УЛБЪЩЧБЕФУС ОБ НЕФПДБИ ДЕФУЛП-ТПДЙФЕМШУЛЙИ ПФОПЫЕОЙК.

оБНЙ ВЩМП РТПЧЕДЕОП БОЛЕФЙТПЧБОЙЕ, ПУОПЧОПК ГЕМША ЛПФПТПЗП СЧЙМПУШ ЧЩСЧМЕОЙЕ РТПВМЕН ЧЪБЙНПРПОЙНБОЙС УПЧТЕНЕООПК НПМПДЕЦЙ Й ТПДЙФЕМЕК. чУЕЗП ВЩМП ПРТПЫЕОП 140 ЮЕМПЧЕЛ. ч ЛБЮЕУФЧЕ ТЕУРПОДЕОФПЧ Ч ЙУУМЕДПЧБОЙЙ РТЙЧМЕЛБМЙУШ НПМПДЩЕ МАДЙ ПФ 15 ДП 23 МЕФ. йЪ ОЙИ: 39% УПУФБЧЙМЙ АОПЫЙ Й 61% - ДЕЧХЫЛЙ. вЩМЙ РПМХЮЕОЩ УМЕДХАЭЙЕ ТЕЪХМШФБФЩ: 40,5% ПФЧЕФЙЧЫЙИ ПЮЕОШ ТЕДЛП УПЧЕФХАФУС УП УЧПЙНЙ ТПДЙФЕМСНЙ РТЙ РТЙОСФЙЙ ЛБЛЙИ-МЙВП ТЕЫЕОЙК. пДОБЛП, ФБЛПК ЦЕ РТПГЕОФ ХЮБУФОЙЛПЧ ПРТПУБ ОХЦДБАФУС Ч УПЧЕФЕ УФБТЫЙИ, ДБЦЕ ЕУМЙ ПОЙ ХЧЕТЕОЩ Ч РТБЧЙМШОПУФЙ УЧПЕЗП ТЕЫЕОЙС - ЬФП ОЕПВИПДЙНП ЙН ДМС РПМОПК ХЧЕТЕООПУФЙ. 61% ПРТПЫЕООЩИ РТЙ УРПТЕ У ТПДЙФЕМСНЙ ЧУЕЗДБ ПУФБАФУС РТЙ УЧПЕН НОЕОЙЙ. 29% НПМПДЩИ ЗП-ФПЧЩ ПФУФБЙЧБФШ УЧПА РПЪЙГЙА, ЕУМЙ ДБЦЕ ПОБ ЗТПЪЙФ ЧЩМЙФШУС Ч УЛБОДБМ. й МЙЫШ 14 ЮЕМПЧЕЛ - 10% Ч ФБЛЙИ УМХЮБСИ, ЙЪВЕЗБС ЛПОЖМЙЛФБ, ПФУФХРБАФ.

тБДХЕФ ФП, ЮФП УЕЗПДОСЫОЙН УЕНШСН РТЙУХЭЕ ЮХЧУФЧП АНПТБ. у ЬФЙН УПЗМБЫБАФУС 59% ТЕУРПОДЕОФПЧ, ЛПФПТЩЕ НПЗХФ РПУНЕСФШУС ЧНЕУФЕ У ТПДЙФЕМСНЙ ОБД УЙФХБГЙЕК, ЗДЕ ЛФП-МЙВП ЙЪ ОЙИ ЧЩЗМСДЕМ ОЕМЕРП. б ЧПФ 40% АОПЫЕК Й ДЕЧХЫЕЛ ФБЛПК АНПТ ЧПУРТЙОЙНБАФ Ч ЪБЧЙУЙНПУФЙ ПФ УЙФХБГЙЙ. й МЙЫШ 2 ЙЪ ПРТПЫЕООЩИ УЮЙФБАФ ЬФП ЗМХРЩН.

оБ ЧПРТПУ: "НПЦЕФЕ МЙ ЧЩ ПФЛТПЧЕООП У ТПДЙФЕМСНЙ ЗПЧПТЙФШ П УЕЛУХБМШОЩИ РПФТЕВОПУФСИ ЮЕМПЧЕЛБ?" 37% ПРТПЫЕООЩИ ПФЧЕФЙМЙ, ЮФП ФПМШЛП У ВМЙЪЛЙНЙ ДТХЪШСНЙ НПЦОП ПВУХЦДБФШ ФБЛЙЕ ЙОФЙНОЩЕ ЧПРТПУЩ. 18% ХЮБУФОЙЛПЧ БОЛЕФЙТПЧБОЙС РТЕДРПЮЙФБАФ РТПЮЙФБФШ УРЕГЙБМЙЪЙТПЧБООХА МЙФЕТБФХТХ. х 31% ТЕУРПОДЕОФПЧ Ч УЕНЕКОЩИ ВЕУЕДБИ ЬФБ ФЕНБ ОЙЛПЗДБ ОЕ ЪБФТБЗЙЧБЕФУС. оП 14% НПМПДЩИ РТЕДРПЮЙФБАФ ЧУЕ-ФБЛЙ ХЪОБФШ ВПМШЫЕ ПФ ТПДЙФЕМЕК.

рТЕДМБЗБМПУШ ТБУУНПФТЕФШ Й ФБЛХА УЙФХБГЙА:"х ЧБУ РПСЧЙМУС РБТФОЕТ (ЫБ), ЛПФПТЩК, ЛБЛ ЧБН ЛБЦЕФУС ДПУФПЙО ЧБУ, Б ТПДЙФЕМЙ ФБЛ ОЕ УЮЙФБАФ, ЧЩ РПУМХЫБЕФЕУШ ТПДЙФЕМЕК ЙМЙ ВХДЕФ ЛПОЖМЙЛФ?". 76% ПРТПЫЕООЩИ ЗПЧПТЙМЙ П ФПН, ЮФП РПРЩФБАФУС РЕТЕХВЕДЙФШ ТПДЙФЕМЕК Й ДПЛБЪБФШ ПВТБФОПЕ. б 24% ПФЧЕФЙМЙ: "С РЕТЕУНПФТА Й РТПБОБМЙЪЙТХА ЛБЮЕУФЧБ УЧПЕЗП РБТФОЕТБ".

х 41% ХЮБУФОЙЛПЧ БОЛЕФЙТПЧБОЙС ОЕФ ЧТЕДОЩИ РТЙЧЩЮЕЛ. 25% УЛТЩЧБАФ ЙИ ПФ ТПДЙФЕМЕК. 26% ТЕУРПОДЕОФПЧ ПФНЕФЙМЙ, ЮФП Ч УЕНШЕ ЪОБАФ ПВ ЙИ ЧТЕДОЩИ РТЙЧЩЮЛБИ, ОП, ЕУФЕУФЧЕООП, ОЕ РППЭТСАФ.

ъБФТПОХФ ВЩМ ЧПРТПУ Й П РТЙЮЙОЕ УРПТПЧ, РТПЙУИПДСЭЙИ НЕЦДХ ТЕВЕОЛПН Й ТПДЙФЕМЕН:
- ОЕФ ЧЪБЙНПРПОЙНБОЙС - 77%;
- УМЙЫЛПН НОПЗП ИПФСФ ЪОБФШ - 23%.

61% АОПЫЕК Й ДЕЧХЫЕЛ, ЮХЧУФЧХС ЪБ УПВПК ЧЙОХ, ЙЪЧЙОСФУС РЕТЕД ТПДЙФЕМСНЙ, ЕУМЙ УЗПТСЮБ ОБЗПЧПТЙМЙ ОЕРТПУФЙФЕМШОПЗП. 18% ОЕ ЪОБАФ ЛБЛ РПУФХРСФ Ч ФБЛПК УЙФХБГЙЙ. 14% УЮЙФБАФ, ЮФП УБНП УПВПК ЧУЕ РТПКДЕФ, ЧЕДШ ТПДЙФЕМЙ УФБТЫЕ - ПОЙ РПКНХФ. й 7%, ЙЪ ЮЙУМБ ПРТПЫЕООЩИ, ОЙ ЪБ ЮФП ОЕ ЙЪЧЙОСФУС, УЮЙФБС ЧЙОПЧБФЩНЙ Ч ЬФПК УЙФХБГЙЙ УФБТЫЙИ.

бОБМЙЪ РТПЧЕДЕООПЗП ЙУУМЕДПЧБОЙС РПЛБЪБМ, ЮФП ОЕЧЕТОП ПТЗБОЙЪПЧБООЩЕ ЧЪБЙНППФОПЫЕОЙС ДЕФЕК Й ТПДЙФЕМЕК ЮБУФП ЧЩУФХРБАФ РТЙЮЙОПК ЧПЪОЙЛОПЧЕОЙС ТБЪОППВТБЪОЩИ "РУЙИПМПЗЙЮЕУЛЙИ ВБТШЕТПЧ", ЛПФПТЩЕ НЕЫБАФ ОПТНБМШОПНХ ЧПУРЙФБФЕМШОПНХ РТПГЕУУХ Ч УЕНШЕ. бОБМЙЪ РУЙИПМПЗП-РЕДБЗПЗЙЮЕУЛПК МЙФЕТБФХТЩ РПНПЗ ЧЩСЧЙФШ ОБЙВПМЕЕ ФЙРЙЮОЩЕ ЙЪ ОЙИ:

вБТШЕТ "ЪБОСФПУФЙ" ИБТБЛФЕТЙЪХЕФУС ФЕН, ЮФП ТПДЙФЕМЙ РПУФПСООП ЪБОСФЩ: ТБВПФПК, ДПНБЫОЙНЙ ДЕМБНЙ, РТПЧЕДЕОЙЕН ДПУХЗБ, ДТХЗ ДТХЗПН Й ЙН ОЕЛПЗДБ ПВТБФЙФШ ЧОЙНБОЙЕ ОБ УПВУФЧЕООЩИ ДЕФЕК, ЛПФПТЩЕ РТПУФП ЙН "НЕЫБАФ". ьФП ЧЩЪЩЧБЕФ ПФЮХЦДЕОЙЕ ТЕВЕОЛБ, ОЕЛПФПТХА БЧФПОПНЙЪБГЙА ЕЗП МЙЮОПК ЦЙЪОЙ ПФ ЦЙЪОЙ УЕНШЙ, ЧЕДЕФ Л ПФУФТБОЕОЙА ДЕФЕК ПФ ТПДЙФЕМЕК. ьФПФ ВБТШЕТ НПЦЕФ ЧПЪОЙЛОХФШ Ч ТБЪОЩЕ ЧПЪТБУФОЩЕ РЕТЙПДЩ, ОП ОБ МАВПН ЬФБРЕ ТБЪЧЙФЙС МЙЮОПУФЙ ТЕВЕОЛБ ПО ПФТЙГБФЕМШОП УЛБЪЩЧБЕФУС ОБ УЙУФЕНЕ УЕНЕКОЩИ ЧЪБЙНППФОПЫЕОЙК Й ДБЕФ ПРБУОЩЕ ЙУИПДЩ. фБЛ, Ч ЧПЪТБУФЕ ЫЕУФЙ МЕФ, ТЕВЕОПЛ, ЛПФПТЩН ОЕ ЪБОЙНБАФУС ТПДЙФЕМЙ, ЛБЛ РТБЧЙМП, ИБТБЛФЕТЙЪХЕФУС ОЕЛПФПТЩНЙ ЪБДЕТЦЛБНЙ ЬНПГЙПОБМШОПЗП ТБЪЧЙФЙС. чПЪОЙЛОПЧЕОЙЕ РПДПВОПЗП РУЙИПМПЗЙЮЕУЛПЗП ВБТШЕТБ Ч РПДТПУФЛПЧПН ЧПЪТБУФЕ ЮТЕЧБФП ФЕН, ЮФП ПФ ТПДЙФЕМЕК ХУЛПМШЪБАФ ЧБЦОЕКЫЙЕ ЙЪНЕОЕОЙС Ч ИБТБЛФЕТЕ ТЕВЕОЛБ, Ч УЙУФЕНЕ ЕЗП ПФОПЫЕОЙК У ДТХЪШСНЙ Й Ф.Р. ч ЛПОЕЮОПН УЮЕФЕ, ДБООЩК РУЙИПМПЗЙЮЕУЛЙК ВБТШЕТ ЧЕДЕФ Л ФПНХ, ЮФП ДЕФЙ Й ТПДЙФЕМЙ ЦЙЧХФ ТБЪОПК ЦЙЪОША, Ч ТЕЪХМШФБФЕ УЕНШС ЛБЛ ЧПУРЙФБФЕМШОБС УЙУФЕНБ "ОЕ ТБВПФБЕФ", ДБЦЕ ЕУМЙ ТПДЙФЕМЙ Ч ГЕМПН РП ЖПТНБМШОПН НЕТЛБН РПМПЦЙФЕМШОЩЕ МАДЙ.

вБТШЕТ "ЧЪТПУМПУФЙ". ч ДБООПН УМХЮБЕ РПОСФШ УПВУФЧЕООЩИ ДЕФЕК ТПДЙФЕМСН НЕЫБЕФ ЙИ УПВУФЧЕООЩК ЧПЪТБУФ, ФБЛ ОБЪЩЧБЕНБС "ЧЩУПФБ ЧЪТПУМПУФЙ". пОЙ ОЕ Ч УПУФПСОЙЙ ЧПКФЙ ЧП ЧОХФТЕООАА РУЙИПМПЗЙЮЕУЛХА УЙФХБГЙА ТЕВЕОЛБ, ОЕ ЮХЧУФЧХАФ ЕЗП РЕТЕЦЙЧБОЙК, ОЕ РПОЙНБАФ ЕЗП ЙОФЕТЕУПЧ, ЙЗТ, РПФТЕВОПУФЕК. чЕДШ ФП, ЮФП ЧЪТПУМПНХ ЮЕМПЧЕЛХ ЛБЦЕФУС РХУФСЛПН - ДМС ТЕВЕОЛБ ЙОПЗДБ УПУФБЧМСЕФ УНЩУМ ЦЙЪОЙ, ФП, ЮФП ЧБЦОП Й ЦЙЪОЕООП ОЕПВИПДЙНП ДЕФСН, РПТПК, ОБНЙ ЧПУРТЙОЙНБЕФУС ЛБЛ НЕМПЮЙ. чЕТОП ЗПЧПТЙМ ПВ ЬФПН ЧЩДБАЭЙКУС РЕДБЗПЗ с. лПТЮБЛ, РПДЮЕТЛЙЧБС, ЮФП ЧЪТПУМЩН ОЕПВИПДЙНП РПДОЙНБФШУС ДП ЧЩУПФЩ ДЕФУЛЙИ ЮХЧУФЧ, ФСОХФШУС, УФБОПЧЙФШУС ОБ ГЩРПЮЛЙ. пРБУОПУФШ ДБООПЗП РУЙИПМПЗЙЮЕУЛПЗП ВБТШЕТБ ЪБЛМАЮБЕФУС, РТЕЦДЕ ЧУЕЗП, Ч ФПН, ЮФП ПО УЙУФЕНБФЙЮЕУЛЙ НЕЫБЕФ ТПДЙФЕМСН РПОСФШ ЧОХФТЕООЙК НЙТ ТЕВЕОЛБ, ЛБЛ ВЩ РПЗТХЪЙФШУС Ч ОЕЗП, Б ЪОБЮЙФ Й ПТЗБОЙЪПЧБФШ РМПДПФЧПТОЩК ЧПУРЙФБФЕМШОЩК РТПГЕУУ Ч УЕНШЕ.

вБТШЕТ "УФБТПЗП УФЕТЕПФЙРБ". уХЭОПУФШ ЕЗП ЪБЛМАЮБЕФУС Ч ФПН, ЮФП ТПДЙФЕМЙ ЛБЛ ВЩ ОЕ ЧЙДСФ Й ОЕ ПЭХЭБАФ ЧПЪТБУФОПК ДЙОБНЙЛЙ ТБЪЧЙФЙС МЙЮОПУФЙ УПВУФЧЕООПЗП ТЕВЕОЛБ. оБРТЙНЕТ, ТПДЙФЕМЙ РТЙЧЩЛМЙ ЧЙДЕФШ УЧПЕЗП ТЕВЕОЛБ НБМЕОШЛЙН, ОЕУНЩЫМЕОЩЫЕН, ОЕРТЙУРПУПВМЕООЩН Й РП-РТЕЦОЕНХ ЧПУРТЙОЙНБАФ ЕЗП ЛБЛ НБМЩЫБ, ЛПФПТЩН РПУФПСООП ОХЦОП ТХЛПЧПДЙФШ, РПДУЛБЪЩЧБФШ, ДБЧБФШ ПГЕОЛЙ, Б ТЕВЕОПЛ ХЦЕ ЧЩТПУ Й ФТЕВХЕФ УПЧЕТЫЕООП ДТХЗПЗП ХТПЧОС ПФОПЫЕОЙК, ОП ТПДЙФЕМЙ ЬФПЗП ОЕ РПОЙНБАФ, ПВЯСФЩЕ ТПДЙФЕМШУЛЙН ПРФЙЮЕУЛЙН ПВНБОПН: ТБЪ ТЕВЕОПЛ, ЪОБЮЙФ ЧУЕ ТБЧОП НБМЕОШЛЙК. оБ ПУОПЧЕ РТПФЙЧПТЕЮЙС НЕЦДХ РТЙЧЩЮОЩН ИБТБЛФЕТПН ЧПУРТЙСФЙС УПВУФЧЕООПЗП ТЕВЕОЛБ Й ПВЯЕЛФЙЧОП ЙЪНЕОЙЧЫЙНУС ЕЗП ЧОХФТЕООЙН НЙТПН Й ЧПЪОЙЛБЕФ ДБООЩК РУЙИПМПЗЙЮЕУЛЙК ВБТШЕТ, ЛПФПТЩК ОЕТЕДЛП ЧЩЪЩЧБЕФ ОЕРПОЙНБОЙЕ, ТБЪДТБЦЙФЕМШОПУФШ, ЛПОЖМЙЛФЩ, ОЕЧЕТОЩЕ НЕФПДЩ РУЙИПМПЗЙЮЕУЛПЗП ЧПЪДЕКУФЧЙС (ТПДЙФЕМЙ УФТЕНСФУС ЧПЪДЕКУФЧПЧБФШ, Б ОБДП ЧЪБЙНПДЕКУФЧПЧБФШ). рПЪЙГЙС ПФОПЫЕОЙК "РП ЧЕТФЙЛБМЙ" ДПМЦОБ УНЕОЙФШУС РПЪЙГЙЕК "РП ЗПТЙЪПОФБМЙ". иБТБЛФЕТ ДБООПЗП РУЙИПМПЗЙЮЕУЛПЗП ВБТШЕТБ НПЦЕФ ВЩФШ ТБЪОППВТБЪОЩН: ЧНЕЫБФЕМШУФЧП Ч ЧЩВПТ ДТХЪЕК УЧПЕЗП ТЕВЕОЛБ, Ч ЧЩВПТ ТЕВЕОЛПН ВХДХЭЕК РТПЖЕУУЙЙ Й Ф. Д.

вБТШЕТ "ЧПУРЙФБФЕМШОЩИ ФТБДЙГЙК". еЗП РУЙИПМПЗЙС УМПЦОБ, ФБЛ ЛБЛ ПТЗБОЙЮОП ЧРЙФЩЧБЕФ Ч УЕВС ЛБЛ РПЪЙФЙЧОЩЕ, ФБЛ Й ОЕЗБФЙЧОЩЕ БУРЕЛФЩ. пФТЙГБФЕМШОЩЕ ЧПУРЙФБФЕМШОЩЕ РПУМЕДУФЧЙС ДБООПЗП ВБТШЕТБ ЪБЛМАЮБАФУС Ч ФПН, ЮФП ТПДЙФЕМЙ УФТЕНСФУС НЕИБОЙЮЕУЛЙ ЧОЕДТСФШ Й ЧПУРТПЙЪЧПДЙФШ Ч УПВУФЧЕООПК УЕНШЕ ЖПТНЩ, НЕФПДЩ Й УТЕДУФЧБ ЧПУРЙФБОЙС, УМПЦЙЧЫЙЕУС Ч ЙИ УЕНШСИ Ч РЕТЙПД ЙИ ДЕФУФЧБ, ДХВМЙТПЧБФШ РЕДБЗПЗЙЛХ УПВУФЧЕООЩИ ТПДЙФЕМЕК Й ОЕ ХЮЙФЩЧБАФ ЙЪНЕОЙЧЫХАУС УЙФХБГЙА ЧПУРЙФБОЙС, ХТПЧЕОШ ТБЪЧЙФЙС ДЕФЕК, Ч ТЕЪХМШФБФЕ ЮЕЗП ЧПЪОЙЛБЕФ ОЕЛПФПТПЕ ОЕУППФЧЕФУФЧЙЕ НЕЦДХ УТЕДУФЧБНЙ РЕДБЗПЗЙЮЕУЛПЗП ЧПЪДЕКУФЧЙС Ч УЕНШЕ Й ЙЪНЕОЙЧЫЕКУС МЙЮОПУФША ТЕВЕОЛБ.

вБТШЕТ "ДЙДБЛФЙЪНБ". пО ИБТБЛФЕТЙЪХЕФУС ФЕН, ЮФП ТПДЙФЕМЙ РПУФПСООП РП ЛБЦДПНХ РПЧПДХ РПХЮБАФ УПВУФЧЕООЩИ ДЕФЕК. лБЦДЩК ЫБЗ ТЕВЕОЛБ ЖЙЛУЙТХЕФУС, ПГЕОЙЧБЕФУС, РП РПЧПДХ ЛБЦДПЗП ДЧЙЦЕОЙС ДБАФУС ТЕЛПНЕОДБГЙЙ. ч ЪБЧЙУЙНПУФЙ ПФ ЧПЪТБУФБ РТПСЧМЕОЙС ДЙДБЛФЙЪНБ НЕОСАФ ЖПТНХ, ОП, ФЕН ОЕ НЕОЕЕ, ЙНЕАФ НЕУФП Ч УЙУФЕНЕ ПФОПЫЕОЙК У ДЕФШНЙ. ч ТЕЪХМШФБФЕ ЬФПЗП ЙЪ УЕНЕКОПЗП ЧПУРЙФБОЙС ЙУЮЕЪБЕФ МЙЮОПУФОЩК БУРЕЛФ, ЮФП ЖПТНЙТХЕФ Х ТЕВЕОЛБ ЧОХФТЕООАА РУЙИПМПЗЙЮЕУЛХА ХУФБОПЧЛХ ОБ РПУФПСООПЕ ПЦЙДБОЙЕ РПХЮЕОЙК, Й ЖПТНЙТХАФ ЬНПГЙПОБМШОЩК ДЙУЛПНЖПТФ.

нЙТПЧБС РТБЛФЙЛБ РУЙИПМПЗЙЮЕУЛПК РПНПЭЙ ДЕФСН Й ЙИ ТПДЙФЕМСН РПЛБЪБМБ, ЮФП ДБЦЕ ПЮЕОШ ФТХДОЩЕ РТПВМЕНЩ ЧПУРЙФБОЙС ЧРПМОЕ ТБЪТЕЫЙНЩ, ЕУМЙ ХДБЕФУС ХУФБОПЧЙФШ ВМБЗПРТЙСФОЩК УФЙМШ ПВЭЕОЙС Ч УЕНШЕ. пФОПЫЕОЙС ДЕФЕК Й ТПДЙФЕМЕК Ч ФЕЮЕОЙЕ РПУМЕДОЙИ ДЕУСФЙМЕФЙК НЕОСАФУС, УФБОПЧСУШ ЧУЕ ВПМЕЕ ПРТЕДЕМСЕНЩНЙ ЗМХВЙОПК ЙИ РТЙЧСЪБООПУФЙ ДТХЗ Л ДТХЗХ. дМС ВПМШЫЕЗП ЮЙУМБ МАДЕК ЙНЕООП ДЕФЙ УФБОПЧСФУС ПДОПК ЙЪ ЗМБЧОЩИ ГЕООПУФЕК ЦЙЪОЙ. пДОБЛП РТПВМЕНБ ЧЪБЙНППФОПЫЕОЙК УПЧТЕНЕООПК НПМПДЕЦЙ Й ТПДЙФЕМЕК ПУФБЕФУС ПФЛТЩФПК.

Взаимоотношения подростка с родителями


Будьте великодушны: помогите своим детям найти с вами общий язык

Юноши и девушки, так или иначе, сталкиваются с одинаковыми проблемами: взаимоотношения с родителями, сверстниками, учителями, одиночество, первая любовь, выбор профессии.
Для всей семьи трудное время отрочество (13-15 лет) и юность (до 18 лет). Грани этих периодов размыты, условны, поэтому ребят этого возраста называют то юношами, то подростками. Некоторые уже достигли половой зрелости, другие находятся в середине процесса созревания. Сказывается закон неравномерности индивидуального развития. Так же неравномерно происходит и умственное, социальное, нравственное развитие. Не совпадают эти развития в различных жизненных сферах. Ребенок может быть вполне взрослым физически, но умственно и социально оставаться подростком. Основная проблема, возникающая у подростков, это проблема взаимоотношений с родителями.

В юношеском возрасте ребенок избавляется от детской зависимости и переходит к отношениям, которые основаны на взаимном доверии, уважении и относительном, но неуклонно растущем равенстве. В большинстве семей процесс проходит болезненно и воспринимается как вызывающее поведение. Подростковый возраст время проверки всех членов семьи на социальную, личностную и семейную зрелость. Оно протекает с кризисами и конфликтами. В этот период все скрытые противоречия выходят наружу. Так начинается отделение подростка от родителей, противостояние им. Ребенок может стать грубым, резким, критиковать родителей и других взрослых.

В глазах подростка мать и отец остаются источником эмоционального тепла, без которого он чувствует себя беспокойно. Остаются они и властью, распоряжающейся наказаниями и поощрениями, и примером для подражания, воплощающим в себе лучшие человеческие качества, и старшим другом, которому можно доверить все. Но со временем эти функции меняются местами. В связи с этим даже в благополучных семьях возникает определенная сложность общения с детьми старшего школьного возраста. Не всегда родители различают, что нужно запрещать, а что следует разрешать. Все это может создать весьма непростую ситуацию.

Рассмотрим 5 типов семей, в зависимости от царящей в них обстановки:
1. Семьи, в которых очень близкие, дружеские отношения между родителями и детьми.
Подростки, воспитывающиеся в таких семьях, как правило, активны, дружелюбны, независимы. Эта атмосфера благоприятна для всех членов семьи, так как родители имеют возможность оказывать влияние в тех сторонах жизни сына или дочери, о которых в других семьях только подозревают. В таких семьях родители прислушиваются к мнению детей в вопросах современной музыки, моды и т. д. А дети к мнению близких в других, более существенных, вопросах.

2. Семьи, где царит доброжелательная атмосфера.
В таких семьях существует определенная дистанция между старшими и младшими. Дети растут обычно вежливыми, приветливыми, уступчивыми, послушными. Редко заявляют о своей независимости. Родители следят за развитием детей, интересуются их жизнью, пытаются оказать влияние в силу собственных культурных возможностей. В этих семьях бывают конфликты, но они открыты и сразу же разрешаются. От родителей здесь ничего не скрывают, им верят.

3. Большая группа семей, где родители уделяют достаточное внимание учебе детей, их быту, но этим и ограничиваются. Материальное обеспечение далеко не всегда удовлетворяет запросы старшеклассников, многие из этих запросов родители просто не считают достойными внимания.
Явно виден конфликт между родителями и детьми. У этих ребят есть все необходимое для жизни: одежда, аудио-, видеотехника и т. д. У детей в таких семьях есть отдельная комната, но там дорогая мебель, расставлена она строго и нет возможности ее передвинуть, переставить. “Развести в комнате грязь” также запрещено. Родители пренебрегают увлечениями детей, а это создает определенный барьер между ними. Девиз у таких родителей: “Не хуже других”.

4. Существуют семьи, где за ребенком устанавливается слежка, ему не доверяют, применяют рукоприкладство.
В таких семьях всегда существует конфликт между повзрослевшими детьми и родителями. Иногда он скрытый, периодически прорывающийся наружу. У подростков из таких семей устанавливается стойкая враждебность к родителям, недоверие к взрослым вообще, трудности в общении со сверстниками, с окружающим миром.

5. Критическая обстановка в семье.
Здесь ненормальные отношения между детьми и родителями. Дети же ведут себя вызывающе. Они считают, что “предки” это люди, у которых все позади. Их раздражают отсталые вкусы родителей. И близкие взрослые становятся “механизмом” для обеспечения потребностей и ограничения свободы. А если, в семьях пьют один или оба родителя. Влияние такой семьи пагубно оно является причиной многих преступлений подростков. Подросток ощущает заброшенность, ненужность, то появляется черствость, эгоизм, агрессия по отношению к другим. Атмосфера напряженная, критическая.

ВЫВОД:
позиция старшеклассника в семье во многом определяется атмосферой, господствующей в ней. Если подросток чувствует любовь родителей, к нему внимательны, но не навязчивы, то и этот сложный период взросления пройдет у ребенка, скорее всего, гладко, без срывов. На самом же деле в подростковый период между родителями и детьми обостряются конфликты “поколений”, связанные с возрастной дистанцией. Если очевидна сложность в общении родителей с подростками, то, скорее всего, это противоречие между стремлением детей быть самостоятельными и желанием родителей видеть их послушными и зависимыми, как в детстве. А то, что для родителей является важным, о чем они хотели бы предупредить своих детей, совершенно этих детей не волнует. Взрослые и дети также расходятся во мнениях о том, с кем надо дружить, какую профессию выбрать, хороши ли современная музыка, кино, мода и т. д. И это не случайно. Родители выросли в других условиях. В результате теряется контакт и уважение. Происходит разрыв в отношениях.

[Встроенная картинка не переводится] Кто же должен сделать первый шаг к примирению?

В большинстве случаев родители. Они мудрее, и у них больше опыта в общении.
Первая задача родителей
- найти общее решение, убедить друг друга. Если придется идти на компромисс, то обязательно, чтобы основные требования сторон были удовлетворены. Когда один родитель принимает решение, он обязательно должен помнить о позиции второго.
Вторая задача - сделать так, чтобы ребенок не видел противоречий в позициях родителей, т.е. обсуждать эти вопросы лучше без него. Дети быстро “схватывают” сказанное и довольно легко маневрируют между родителями, добиваясь сиюминутных выгод (обычно в сторону лени, плохой учебы, непослушания и т.д.).
Родители, принимая решение, должны на первое место ставить не собственные взгляды, а то, что будет более полезным для ребенка.
Третья задача - взрослые должны всегда помнить, что подросткам хочется видеть в родителях друзей, которые помогут решить проблемы самосознания и самоопределения. Самому сделать это бывает не под силу, появляется чувство безысходности, и не от отсутствия информации, а от отсутствия взаимопонимания, сочувствия. Причем юношам и девушкам часто легче поговорить о проблемах с взрослым, чем с ровесником. Перед родителями легче проявить беспомощность, слабость, незащищенность. Если, конечно, в семье нет эмоционального напряжения. Если же это напряжение присутствует, не избежать конфликтов.

[Встроенная картинка не переводится]
Любите друг друга.
Не стесняйтесь говорить об этом, научитесь выражать свою любовь словами.

Подростковый возраст по праву можно отнести к самым непростым периодам развития. Многие родители переживают, что у ребенка портится характер, и он уже никогда не станет прежним. Любые изменения кажутся глобальными и катастрофическими. Этот период неспроста считается одним из самых сложных в становлении человека. Именно в 14-16 лет наступает время стремительного развития личности, меняются приоритеты, взгляды, убеждения, формируется индивидуальное мировоззрение.

На этот период также обычно приходится первая влюбленность, которая оставляет весомый след на всю жизнь. Получая опыт проживания чувства к противоположному полу, человек становится сильнее, учится принимать на себя полную ответственность за свою жизнь.

Отношения с родителями

Отец и мать для ребенка являются значимыми фигурами. Они не просто передают знания о мире, но и учат важнейшим вещам, которые становятся необходимыми в повседневной жизни. О чем может рассказать психолог родителям подростка? Попробуем разобраться.

Психологическая особенность подростка

Родители детей-подростков обязательно должны быть готовы к тому, что их любимое чадо в какой-то момент начнет демонстрировать свой характер. характеризуется несколькими проявлениями, которые не всегда оказываются по нраву окружающим. У детей в 13-15 лет нередко наблюдается так называемое протестное поведение. Они стремятся делать все наперекор только для того, чтобы не соответствовать ожиданиям взрослого. Работа с родителями подростков как раз и заключается в том, чтобы попытаться понять свое чадо, а не осуждать его за каждую провинность.

Нельзя препятствовать самовыражению, стремлению познать самого себя. В противном случае можно надолго испортить отношения с сыном или дочерью.

Потребность отстаивать свое мнение

Она заложена самой природой. Без этого невозможно вырасти, почувствовать себя по-настоящему значимой личностью. Если подросток не сможет в свое время научиться отстаивать собственную позицию, то начнет делать это позднее - в юношеском возрасте. Нередки случаи, когда молодой человек или девушка, вступая в раннюю взрослость, все еще не решили своих детских проблем. И тогда приходилось страдать всем: им самим, потенциальной второй половине и всему ближайшему окружению. Личная неудовлетворенность обязательно сказывается на умении ладить с людьми, провоцирует конфликты на работе. Семейная жизнь тоже часто не складывается.

Возможные конфликты

В большинстве случаев открытого столкновения становится не избежать. Дело в том, что подросток хочет избавиться от гиперопеки взрослого, а родитель по-прежнему нередко желает контролировать каждый шаг своего подросшего ребенка. В самом общем случае возникает ряд конфликтных ситуаций, которые значительно ухудшают отношения.

Чувство нереализованности

Нередко подростка беспокоит мысль о том, что он не имеет возможности делать то, что хочет. Ведь для того, чтобы реализовать заветные желания, необходимы денежные средства, четкое понимание, как действовать, на что направлять свои усилия. Не помешает также иметь уверенность в своих силах для того, чтобы не свернуть с намеченного пути, не остановиться перед возникающими трудностями. Чувство нереализованности может преследовать длительное время, пока не придет понимание собственной ценности.

Желание свободы

Подростка в основном сводятся к тому, чтобы перестать всячески опекать свое чадо. Подобное поведение приводит ребенка буквально в бешенство: он не хочет больше чувствовать себя маленьким, чтобы за него принимали важные решения.

Желание свободы настолько сильно, что подросток готов идти на открытый конфликт, лишь бы научиться отстаивать собственную позицию. На самом деле только так и можно выработать свою точку зрения по какому-либо вопросу. Ведь если всегда и во всем стремиться соответствовать ожиданиям окружающих, будет очень трудно достичь собственной цели.

Кризис возраста

В определенный момент подросток вдруг осознает, что окружающие перестали его понимать. Дело в том, что он хочет ощущать себя уверенным в себе, но при этом часто опасается оказаться в сложной ситуации, из которой не сможет отыскать выход самостоятельно. Кризис подросткового возраста многими переживается очень бурно. Это не случайно: становление личности не может происходить в тепличных условиях.

Чувство взрослости

Потребность в признании своей уникальности выходит у подростка на первое место. Ему представляется, что он все знает и потому должен действовать самостоятельно, не спрашивая совета старших. В 14-16 лет мало кто задумывается о последствиях своих поступков.

Чувство взрослости помогает сформировать адекватную самооценку, определиться со своими ближайшими целями, начать работать на перспективу. При правильном подходе можно сформировать уверенность в себе, помочь ребенку стать самостоятельным.

Обесценивание и антагонизм

Подростки часто ведут себя крайне некорректно. Все дело в том, что они еще не научились контролировать свое поведение. Ведь урегулирование конфликтов требует от индивида определенной духовной зрелости, умения анализировать ситуацию. Что делать родителям подростков, если их чадо совершенно выходит из-под контроля? Прежде всего, требуется проявить терпение и понимание. Подросший ребенок поступает нехорошо не из вредности, а просто потому, что не может действовать иначе. Антагонизм и обесценивание являются необходимыми инструментами, позволяющими обнаружить свои сильные стороны, прийти к признанию собственной уникальности.

Очень часто взрослые люди обнаруживают, что не могут контролировать поведение своего подросшего ребенка. Чадо вдруг начинает выдавать такие непредсказуемые реакции, которые заставляют отца и мать хвататься за голову, постоянно искать новые пути решения проблемы. Иногда на это могут уйти годы. Рекомендации родителям подростков, как правило, сводятся к тому, чтобы попытаться найти точки соприкосновения со своим чадом. Какие же шаги для этого нужно постараться предпринять?

Понимание

Оно необходимо в первую очередь. Это то, без чего никак не сложатся нормальные отношения между родителями и ребенком. Советы родителям подростков затрагивают в первую очередь изменения в поведении и восприятии. Нужно перестать обращаться с подросшим сыном как с маленьким. Нельзя говорить дочери, что вы запрещаете ей что-то делать. Она может решить, что вы попросту не уважаете ее мнения и не хотите его принять. Понимание - вещь чрезвычайно важная. Она никак не образуется сама по себе, если подросток и родители не начнут прикладывать к этому определенных усилий.

Очень важно стремиться поставить себя на место оппонента, суметь проникнуться его мотивами. Только в этом случае существует вероятность гармоничного сосуществования. Чтобы выйти с подростком на доверительный диалог, необходимо очень постараться. В большинстве случаев дети в этом возрасте становятся крайне настороженными, нелюдимыми и подозрительными.

Установление доверия

Отношения подростка и родителей могут претерпевать существенные изменения с течением времени. В какие-то периоды будет отмечаться рост взаимопонимания. В другие промежутки времени, напротив, станет нарастать тревожность и подозрительность. Все потому, что внутренний мир юноши или девушки крайне неустойчив. Их действительно беспокоят происходящие изменения, они могут часами погружаться в тревожные размышления. Редкий подросток отличается уверенностью в себе. Вот почему не стоит торопиться навязывать ему свое мнение.

Общие интересы

Отношения подростка и родителей во многом зависят от мудрости последних. Если взрослые смогут стать для своих детей лучшими друзьями и давать определенную поддержку, то ребенок всегда будет делиться с ними своими мыслями и размышлениями. Очень важно во всем стараться подчеркивать свое неравнодушие и подлинное желание помочь. Когда имеются общие интересы, можно делать определенные открытия. Только в этом случае подросток будет стараться делиться своими переживаниями. Когда имеются совместные дела, это невероятно сближает, создает чувство того, что ты небезразличен своему ближайшему окружению.

Отказ от критики

Очень часто большинство родителей совершают одну и ту же ошибку - пытаются образумить своих детей с помощью резких выражений. Конечно, предостерегать от ошибок нужно, но делать это надо крайне осторожно, стараясь ничем не задеть личность. Подросток и родители часто не ладят, в этом нет ничего удивительного. Необходимо отказаться от критики, чтобы иметь возможность в дальнейшем правильно выстраивать отношения, выводить их на другой уровень.

Когда мы плохо отзываемся об интересах ребенка, не принимаем его друзей или способ смотреть на мир, то в чем-то ущемляем его самого. Иногда от поведения родителей подростка напрямую зависит счастье их чада. Лучше лишний раз в чем-то промолчать, чтобы постараться ничем не ранить, не обидеть сына или дочь.

Принятие индивидуальности

Подросткам крайне важно, чтобы их уважали, принимали такими, какие они есть на самом деле. Доверие - это все. Принятие индивидуальности основывается на том, что взрослый отказывается от мысли каким-то образом переделать свое чадо. Если проанализировать ситуацию, то это довольно абсурдная идея. Подросток и родители часто воспринимают друг друга как конфликтующие стороны. Не нужно ссориться с подросшим чадом, это не приведет к установлению понимания. Поймите, он хочет, чтобы его уважали. Расположения к себе юноша или девушка готовы добиваться всеми доступными способами.

Нельзя действовать директивным способом. Подросток вряд ли захочет вам подчиниться, поскольку у него уже сформировалось свое мнение по важным вопросам. Те, кому исполнилось 14-17 лет, желают, чтобы с ними советовались. Воспитывать индивидуальность в человеке вообще непросто. Для этого необходимо поддерживать в нем самостоятельность, одобрять полезные начинания, которые могут привести к успеху. Родители должны делать это ненавязчиво, чтобы не спровоцировать развитие защитной реакции.

Своевременная поддержка

Хотя подросток и стремится во всем демонстрировать свою свободу, на самом деле он еще во многом зависит от взрослых. Чтобы ему научиться быть самостоятельным, требуется прикладывать значительные усилия. Родитель должен быть готов оказать своевременную поддержку, ведь она может потребоваться в любую минуту. Когда ребенок знает, что его проблемы вам не безразличны, то скорее согласится принять помощь. Но даже в этом случае рекомендуется действовать аккуратно, чтобы ненароком не обидеть, не причинить дополнительных страданий. Дело в том, что подростки совершенно не выносят, когда их жалеют. Подросший ребенок боится показаться слабым, навлечь на себя осуждение сверстников. По этой причине он будет стараться во всем демонстрировать свою независимость.

Таким образом, воспитывать подростка очень непросто. Родителям требуется соблюдать определенную деликатность, быть ответственными и тактичными. Нельзя просто навязывать сыну или дочери свою волю, пытаться разговаривать точно с маленькими.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №73»

Исследовательская работа

Тема : Взаимоотношения подростков с родителями

Выполнила : Лазарева Ирина,

учащаяся 8 Б класса МБОУ СОШ № 73

Руководитель: Журавлева Марина Юрьевна,

педагог-психолог МБОУ СОШ № 73

Ижевск, 2015 год

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………3

I . Детско-родительские отношения
1.1. Особенности подросткового возраста... 5
1.2. Сфера общения подростков.…………………………………………………. 7
1.3. Взаимоотношения подростков с родителями………………………………...9

II

2.1. Ход исследования……………………………………………………………..12

2.2. Анализ полученных результатов……………………………………………..14

Заключение…………………………………………………………………………16
Список литературы 17
Приложения…………………………………………………………………………18

Введение

Семье принадлежит основная роль в формировании нравственных начал, жизненных принципов ребенка. Семья создает личность или разрушает ее, во власти семьи укрепить или подорвать психическое здоровье ее членов. Семья поощряет одни личностные влечения, одновременно препятствуя другим, удовлетворяет или пресекает личные потребности. Семья структурирует возможности достижения безопасности, удовольствия и самореализации. От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы выдвигаются у ее старших представителей на первый план, зависит, какими вырастут дети. Климат семьи оказывает воздействие на моральный климат и здоровье всего общества. Ребенок очень чутко реагирует на поведение взрослых и быстро усваивает уроки, полученные в процессе семейного воспитания. Благоприятные отношения между ребенком и родителями определяют его успехи в школе, вне школы; являются важнейшим условием эффективного общения со сверстниками и другими взрослыми. Углубленное изучение данной темы необходимо для того, чтобы получать новые знания и находить нетрадиционные способы решения конфликтных ситуаций между подростками и взрослыми.

Актуальность темы: в настоящее время проблема детско-родительских отношений как фактора психического благополучия детей в условиях семьи приобретает особую актуальность.

Цель работы: исследовать взаимоотношения подростков с родителями.

Объект исследования – подростки в возрасте 11-12 лет.

Предмет исследования - взаимоотношения подростков с родителями.

Исходя из цели работы, были поставлены следующие задачи:

Изучить литературу по данной теме;

Рассмотреть особенности подросткового возраста;

Рассмотреть сферу общения подростков в семье;

Исследовать взаимоотношения подростков с родителями.
Гипотеза – мы предполагаем, что на взаимоотношения подростков с родителями влияет психологическая атмосфера в семье и общение подростков друг с другом.

Методы исследования:

Анализ литературы

Анкетирование

Наблюдение

Особенности внутрисемейных отношений изучали А.И. Захаров, А.С. Спиваковская, А.Я. Варга, Ю. Гиппенрейтер, М. Буянов, А. Фромм, Р, Снайдер и другие. Огромный вклад в изучение детско-родительских отношений внес А.С. Макаренко, который разработал важнейшие вопросы семейного воспитания.

В целом, можно сказать, что проблемы детско-родительских отношений изучаются многими учеными, которые освещают данную проблематику с разных сторон.

    Детско-родительские отношения

    1. Особенности подросткового возраста

Подростковый возраст – несомненно, самый трудный, сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Этот возраст исследовали многие психологи. Впервые описал психологические особенности подросткового возраста С. Холл, который указал на противоречивость поведения подростка (например, интенсивное общение сменяется замкнутостью, уверенность в себе переходит в неуверенность и сомнения в себе и т.п.). Он ввел в психологию представление о подростковом возрасте как кризисном периоде развития. Кризисные, негативные явления подросткового возраста С. Холл связывал с переходностью, промежуточностью данного периода в онтогенезе. Он исходил из представления о биологической обусловленности процессов развития в подростковом возрасте.
Подростковый возраст характеризуется бурными изменениями в анатомии и физиологии подростка. Он интенсивно растет, увеличивается масса тела, интенсивно растет скелет (быстрее, чем мышцы), развивается сердечно-сосудистая система. Идет половое созревание. В ходе перестройки организма подростка может возникнуть чувство тревоги, повышенная возбудимость, депрессия. Многие начинают чувствовать себя неуклюжими, неловкими, появляются обеспокоенность внешним видом, низким (мальчики), высоким (девочки) ростом и т.п. Вместе с тем в психологии признано, что анатомо-физиологические изменения в организме подростка не могут рассматриваться в качестве прямой причины его психологического развития. Эти изменения имеют опосредованное значение, преломляются через социальные представления о развитии, через культурные традиции взросления, через отношение других к подростку и сравнения себя с другими. Подростковый период считают трудным и критическим. Такая оценка обусловлена:

Во-первых, происходящими в это время многочисленными качественными сдвигами, которые подчас носят характер коренной ломки прежних особенностей, интересов и отношений ребенка; это может происходить в сравнительно короткий срок, часто бывает неожиданным и сообщает процессу развития скачкообразный, бурный характер.

Во-вторых, происходящие изменения нередко сопровождаются, с одной стороны, появлением у самого подростка значительных субъективных трудностей разного порядка, а с другой - трудностей в его воспитании: подросток не поддается воздействиям взрослых, у него появляются разные формы непослушания, сопротивления и протеста (упрямство, грубость, негативизм, строптивость, замкнутость, скрытность).

Центральное новообразование этого возраста возникновение представления о себе как «не о ребенке»; подросток начинает чувствовать себя взрослым, стремится быть и считаться взрослым, он отвергает свою принадлежность к детям, но у него еще нет ощущения подлинной, полноценной взрослости, но зато есть огромная потребность в признании его взрослости окружающими.

1.2. Сфера общения подростка в семье
Подростковый возраст характеризуется как период "бури и натиска", внутренних и внешних конфликтов, в ходе которых у человека проявляется "чувство индивидуальности". В этом возрасте возникают типичные субъективные трудности, которые испытывают и переживают дети и специфические для данного возраста явные или скрытые конфликты. Наиболее типичные виды конфликтных ситуаций:
1. Эмоциональное отвержение. Чаще всего эмоциональное отвержение может выражаться в безразличии родителей к подростку, малом внимании к его внутренней жизни. Наибольшую опасность эмоциональное отвержение представляет для чувственных, способных на глубокую привязанность ребят. Они могут испытывать жестокие страдания - до глубокой угнетенности, депрессии, нежелании жить. Столь же неблагоприятным последствия эмоционального отвержения и для тех, кто привык быть в центре внимания близких и внезапно лишается его: умер отец, в семью пришел отчим, появился другой ребенок и т.д.
2. Эмоциональное потворство. Одна из особенностей, отличающих такие семьи: ребенок - центр всей жизни взрослых. Не случайно такое воспитание иначе называют еще воспитанием по типу Кумира Семьи. Требования здесь к ребенку зачастую минимальны, в лучшем случае они ограничены задачами, связанными с учением. Запреты мягки. Всегда и во всем родительский контроль уступает место любовному покровительству. Опекая кумира, родители совершают немало опрометчивого: выделяют его из массы сверстников, демонстративно ограждают от "обидчиков", подчеркивают его исключительность и ранимость. Но суровые будни современной жизни ставят все на свои места и тогда подросток оказывается в совершенно другом положении, где и возникают конфликтные ситуации.
3. Авторитарный контроль.
Воспитание происходит по той же методике, что и в эмоциональном потворстве только на первый план выходит авторитет родителей. Авторитарные родители мало считаются с индивидуальностью подростка. Вместо мягкого покровительства здесь практикуется строгий контроль, жесткая регламентация поведения. Главная воспитательная линия проявляется в многочисленных вариантах родительского нажима.
Конфликты родителей со своими детьми - весьма частое явление. Основные причины их, со стороны взрослых:

Недостаточное высокая успеваемость и плохое поведение в школе;

Непослушание дома;

Пренебрежение родительскими советами;

Расхождение в принципиальных жизненных вопросах. С точки зрения подростка, многие конфликты возникают из-за несправедливости родителей. Они не считаются с занятостью своих детей, не умеют сдерживать свое плохое настроение, незаслуженно наказывают и т.д.

1. 3. Взаимоотношения подростков с родителями
Основная проблема, возникающая у подростков, - это проблема взаимоотношений с родителями. В юношеском возрасте ребенок избавляется от детской зависимости и переходит к отношениям, которые основаны на взаимном доверии, уважении и относительном, но неуклонно растущем равенстве. В большинстве семей процесс проходит болезненно и воспринимается как вызывающее поведение.
Подростковый возраст - время проверки всех членов семьи на социальную, личностную и семейную зрелость. Оно протекает с кризисами и конфликтами. В этот период все скрытые противоречия выходят наружу.
В связи с этим даже в благополучных семьях возникает определенная сложность общения с детьми старшего школьного возраста. Причем сложность увеличивается еще и потому, что родители часто не понимают, что с выросшими детьми общение должно строиться по-другому, нежели с маленькими. Не всегда родители различают, что нужно запрещать, а что следует разрешать. Все это может создать весьма непростую ситуацию.
В зависимости от царящей в них обстановки, все семьи можно разделить на пять групп:
1. Семьи, в которых очень близкие, дружеские отношения между родителями и детьми. Эта атмосфера благоприятна для всех членов семьи, так как родители имеют возможность оказывать влияние в тех сторонах жизни сына или дочери, о которых в других семьях только подозревают. В таких семьях родители прислушиваются к мнению детей в вопросах современной музыки, моды и т.д. А дети - к мнению близких в других, более существенных, вопросах. Подростки, воспитывающиеся в таких семьях, как правило, активны, дружелюбны, независимы.
2. Семьи, где царит доброжелательная атмосфера. Родители следят за развитием детей, интересуются их жизнью, пытаются оказать влияние в силу собственных культурных возможностей. В этих семьях бывают конфликты, но они открыты и сразу же разрешаются. От родителей здесь ничего не скрывают, им верят. В таких семьях существует определенная дистанция между старшими и младшими. Дети растут обычно вежливыми, приветливыми, уступчивыми, послушными. Редко заявляют о своей независимости.
3. Большая группа семей, где родители уделяют достаточное внимание учебе детей, их быту, но этим и ограничиваются. У этих ребят есть все необходимое для жизни: одежда, аудио-, видеотехника и т.д. У детей в таких семьях есть отдельная комната, но там дорогая мебель, расставлена она строго и нет возможности ее передвинуть, переставить. «Развести в комнате грязь» также запрещено. Родители пренебрегают увлечениями детей, а это создает определенный барьер между ними. Девиз у таких родителей: «Не хуже других». Явно виден конфликт между родителями и детьми. Материальное обеспечение далеко не всегда удовлетворяет запросы старшеклассников, многие из этих запросов родители просто не считают достойными внимания.
4. Существуют семьи, где за ребенком устанавливается слежка, ему не доверяют, применяют рукоприкладство. В таких семьях всегда существует конфликт между повзрослевшими детьми и родителями. Иногда он скрытый, периодически прорывающийся наружу. У подростков из таких семей устанавливается стойкая враждебность к родителям, недоверие к взрослым вообще, трудности в общении со сверстниками, с окружающим миром.
5. Обстановка в этих семьях критическая. Здесь «ненормальные» отношения между детьми и родителями. Атмосфера напряженная, в таких семьях пьют один или оба родителя. Влияние такой семьи пагубно - оно является причиной многих преступлений подростков.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что позиция подростка в семье во многом определяется атмосферой, господствующей в ней. Если подросток чувствует любовь родителей, к нему внимательны, но не навязчивы, то и этот сложный период взросления пройдет у ребенка, скорее всего, гладко, без срывов. И наоборот, если подросток ощущает заброшенность, ненужность, то появляется черствость, эгоизм, агрессия по отношению к другим.
На протяжении всего подросткового возраста наблюдается потребность подростков в том, чтобы взрослые, особенно родители, признали их равноправными партнерами в общении, оказывается неудовлетворенной, порождает многочисленные и разнообразные конфликты подростка с родителями. Особенно остро это проявляется в старших подростковых классах, учащиеся которых испытывают огромную потребность в общении со взрослыми «на равных».

II . Исследование взаимоотношений «подросток-родители»

2.1. Ход исследования

Мы проводили исследование в 5 «А» и в 5 «Б» классах. Для учащихся были проведена анкета «Взаимоотношения подростков и родителей», рисуночная методика «Моя семья». Для родителей проведен Тест-опросник родительского отношения к детям (А. Я. Варга, В. В. Столин). Всего в опросе приняло участие 50 учащихся и 20 родителей.

С целью выявления детско-родительских взаимоотношений в семье, вызывающих у ребенка тревогу, получения данных о том, как он воспринимает других членов семьи и свое место среди них, был проведен рисуночный тест "Рисунок семьи" Р. Бенса и С.Кауфмана.

Этот тест дает богатую информацию о субъективной семейной ситуации исследуемого ребенка.

Выделяют 5 симптомокомплексов:

1) Благоприятная семейная ситуация.

2).Тревожность.

3) Конфликтность в семье.

4) Чувство неполноценности в семейной ситуации.

5) Враждебность в семейной ситуации

В результате были получены следующие результаты:

5 А класс

5 Б класс

21% учащихся – взаимоотношения с родителями недоверительные, иногда возникают конфликты, ссоры и непонимание.

12% - взаимоотношения с родителями недоверительные, иногда возникают конфликты, ссоры и непонимание.

58% - взаимоотношения с родителями хорошие. Атмосфера в семье дружелюбная и благоприятная.

59% - взаимоотношения с родителями хорошие. Атмосфера в семье дружелюбная и благоприятная.

21% - взаимоотношения с родителями строится на доверии и понимании.

29% - взаимоотношения с родителями строится на доверии и понимании.

Учащиеся отмечают, что им хочется, чтобы родители чаще улыбались им, не сердились и не злились по поводу пустяка, беседовали со мной по душам, с пониманием относились к моему мнению, чтобы чаще хвалили меня, были добрыми и любили меня, не наказывали меня.

Вывод : таким образом, в обоих 5-х классах прослеживаются в основном хорошие взаимоотношения с родителями. Подростки отмечают, что любят, уважают, но не всегда понимают родителей и родители не понимают их. Это связано с переходным периодом – подростковый возраст, когда детям хочется быть более самостоятельным и принимать решения самим. Но в тоже время, они нуждаются в поддержке и понимании взрослых: как со стороны учителей, так и со стороны родителей.

Исходя из этого, можно заключить, что позиции родителей играют немаловажную роль в психическом благополучии ребенка.

2.2. Анализ полученных результатов

Результаты проведенного опроса подростков позволяют сформулировать следующие тенденции в той мере, как видят их подростки:

1. 31% обучающихся отмечают непоследовательность воспитательных воздействий со стороны родителей способствует формированию у них высокой тревожности, неуверенности в себе и отсутствие ощущения постоянства окружающего мира. Наверное, это приводит и к формированию недостаточной ответственности у детей, поскольку, несмотря на предоставляемую им свободу (высокая автономность, низкая директивность), подростки не испытывают в достаточной мере наличия жестких и незыблемых правил и, соответственно, следуюших за их нарушениями санкций. Все это приводит к формированию у них экстернальной жизненной позиции, то есть к привычке перекладывать ответственность за происходящее с ними на других.

2. 69% обучающихся отмечают - баланс непонимания и позитивного интереса со стороны родителей демонстрирует наличие выраженных проблем в сфере эмоционального благополучия подростков, в области формирования их самоуважения, отношения к себе как к самоценной и достойной личности.

Результаты теста позволяют сделать вывод об малой выраженности негативного воздействия на подростков со стороны родителей. Тем не менее, существуют единичные случаи проявления автономности, непоследовательности, директивности и враждебности.

Результаты анкетирования «Родительское отношение к детям»:

    нка, симпатизирует ему, стремится проводить много времени вместе с ним, одобряет его ин тересы и планы.

    Отвержение родитель воспринимает

    Единство 25% - родитель ощу

Родители оценивают свои взаимоотношения с детьми, прежде всего, как интерес, понимание, доверие и помощь. И в то же время стараются оградить ребенка от трудностей и неприятностей в жизни. Но также есть часть родителей, которые навязывают свою точку зрения, эти дети чаще всего испытывают страх, тревогу и незащищенность.

Заключение
В данной работе рассматривалась проблема отношений между подростком и его родителями в семье, которая особенно актуальна в наше время в связи с ускорением темпа современной жизни, с постоянно повышающейся ответственностью и жесткостью социально-ролевых предписаний. Проблема взаимоотношения подростков с родителями была и остается всегда актуальной. Возраст человека - один из основных критериев его психической жизни и особенностей характера. В зависимости от возраста человек по-разному воспринимает различные жизненные ситуации.

В отношениях с родителями подросток поставлен в довольно сложные условия: с одной стороны, он занимается формированием собственной индивидуальности, с другой - в связи с новым своим положением налаживает новые связи с родителями. Это противоречие во взаимоотношениях подростка и взрослого характерно именно для подросткового возраста. Отношения подростка с родителями и конфликтность этих отношений, связанная со стремлением подростка освободиться от родительской опеки и контроля, зависит от многих факторов. Это, во-первых, условия, связанные с материальным положением семьи, ее психологической атмосферой, стилем воспитания, уровнем образования, социальным положением и родом занятий родителей. Во-вторых, сформировавшиеся к этому времени индивидуальные особенности подросткового возраста. Проблема взаимоотношений родителей и детей существовала во все времена. Но наиболее напряженные отношения присущи именно подростковому возрасту, когда ребенок переживает кризис, связанный с половым созреванием и психологическим взрослением. В этот период подросток стремиться быть независимым от взрослых, освободиться от их опеки, контроля.
Наша гипотеза подтвердилась, на взаимоотношения родителей с подростками влияет психологическая атмосфера в семье и общение в кругу сверстников. Поэтому для подростка характерна конфликтность взаимоотношений с родителями. Но, несмотря на случающиеся конфликты, большинство подростков все же характеризуют отношения в семье как теплые, связанные с переживанием положительных эмоций.

Литература:

    Дубровина И.В. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровина. - М.: Просвещение, 1991. - 324 с.

    Жинот Х. Родители и подросток / Х. Жинот. - Ростов н/Дону: Феникс, 1997. - 224 с.

    Регуш Л.А. Психология современного подростка / Под ред. Л.А. Регуш. - СПб.: Речь, 2005. - 400 с.

    www.didascal.ru

    www.

    www.lib.ua-ru.

    www.psyinst.ru

    www.

    www.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Диаграмма 1

Атмосфера в семье – 5 А класс

Диаграмма 2

Атмосфера в семье – 5 Б класс

Диаграмма 3

Взаимоотношения подростков с родителями

    Баланс непонимания и позитивного интереса со стороны родителей демонстрирует наличие выраженных проблем в сфере эмоционального благополучия подростков, в области формирования их самоуважения, отношения к себе как к самоценной и достойной личности.

    Отмечаемая подростками непоследовательность воспитательных воздействий со стороны родителей способствует формированию у них высокой тревожности, неуверенности в себе и отсутствие ощущения постоянства окружающего мира.

Диаграмма 4

    Принятие 15% - родителю нравится ребенок таким, какой он есть. Родитель уважает индивидуальность ребе нка, симпатизирует ему, стремится проводить много времени вместе с ним, одобряет его ин тересы и планы.

    Отвержение 0%- родитель воспринимает своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым. Ему кажет ся, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. По большей части родитель испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не до веряет ребенку и не уважает его.

    Интерес 35% - родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь ребёнку, сочувствует ему. Родитель высоко оценивает интеллектуаль ные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, ста рается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах.

    Единство 25% - родитель ощу щает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок ему кажется маленьким и беззащитным.

    Авторитет 10% - Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявления своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристал ьно следит за социальными достижениями ребенка, его индивидуал ьными особенностями, привычками, мыслями, чувствами.

    Маленький неудачник 15% - Родитель видит ребенка младшим по срав нению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителю детскими, несерьезными. Ребенок представляется не приспособленным, не успешным, открытым для дурных вли яний. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его неуспеш ность и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ре бенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.

1. Заинтересованность и помощь. Родительская поддержка порождает доверительные отношения между детьми и родителями и влечет за собой высокую самооценку подростков, способствует успехам в учебе и нравственному развитию. Недостаточная родительская поддержка, наоборот, может привести к низкой самооценке ребенка, плохой учебе, импульсивным поступкам, слабой социальной адаптации, неустойчивому и антиобщественному поведению.

2. Способность родителей слушать, понимать и сопереживать . Неспособность родителей к эмпатии (сопереживанию), отсутствие у них эмоциональной восприимчивости и понимания мыслей и чувств ребенка могут привести к развитию равнодушия и у ребенка. Уважение к подростку, общение родителей с ним способствуют установлению гармоничных отношений в семье.

3. Любовь родителей и положительные эмоции в семейных отношениях связаны с близостью, привязанностью, любовью, восприимчивостью; члены семьи при этом проявляют взаимную заинтересованность и отзывчивость. Если же в семье преобладают отрицательные эмоции, то наблюдается холодность, враждебность, отторжение, что может привести либо к преобладанию у ребенка потребности в любви (во взрослом возрасте), либо к формированию у него замкнутости, холодности, неспособности выразить свою любовь к близким людям, в том числе и к детям.

4. Признание и одобрение со стороны родителей .

5. Доверие к ребенку . Недоверие к детям, как правило, свидетельствует о том, что родители проецируют на них свои собственные страхи, тревоги или чувство вины. Неуверенные в себе родители (или пережившие определенные трудности в прошлом) больше других склонны бояться за своих детей.

6. Отношение к ребенку как к самостоятельному и взрослому человеку. Достижение подростком самостоятельности происходит в процессе индивидуализации , когда он занимается формированием собственной индивидуальности и в тоже время устанавливает новые связи с родителями. Подросток пытается изменить отношения с родителями, стремясь при этом сохранить прежнее общение, привязанность и доверие. Чтобы проявить собственную индивидуальность, подростки ориентируются на иную, чем у родителей, систему ценностей, ставят перед собой иные цели, иные интересы и иные точки зрения.

7. Руководство со стороны родителей . Наиболее функциональными являются те семьи, где родители проявляют гибкость, приспособляемость и терпимость в своих взглядах и поведении. Родители, не проявляющие гибкости в воспитании подростков, отказываются пересматривать свои взгляды и менять точку зрения; они нетерпимы, излишне требовательны, всегда настроены критически и возлагают на детей неоправданные надежды, не соответствующие их возрасту. Это пагубно влияет на самооценку подростка, подавляет развитие его личности, что, в конце концов приводит к стрессовым ситуациям в отношениях между родителями и детьми.

8. Личный пример родителей : способность подать хороший пример для подражания; следовать тем же принципам, которым учат детей. Так как процесс идентификации у подростков отчасти протекает в семье, те из них, кто гордится своими родителями, как правило, чувствуют себя достаточно комфортно в окружающем мире.

9. Тесное сотрудничество со школой. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, постарайтесь как можно скорее встретиться и обсудить это с классным руководителем или со специалистами (педагогом-психологом, социальным педагогом).

10. Интересуйтесь с кем общается ваш ребенок.

Помните: основными помощниками родителей в сложных ситуациях являются терпение, внимание и понимание.