Сестринский процесс за уходом больных педиатрии. Тема: « Сестринский уход за недоношенным ребёнком

От правильности их проведения зависит успешная адаптация ребенка к внеутробной жизни. Расскажем, как ухаживать за новорожденными в условиях медицинского учреждения и после выписки из родильного отделения.

Сестринский уход за здоровым новорожденным – это комплекс медицинских мероприятий, которые помогают ребенку адаптироваться от внутриутробных к внеутробным условиям существования.

Сестринский уход за здоровым новорожденным

Период новорожденности начинается с момента завершения процесса родов, с первого вздоха ребенка до окончания периода адаптации к жизни. Обычно этот период длится 28 дней.

Сестринский уход за новорожденными осуществляется подготовленным персоналом. Медсестра по уходу должна знать следующие вопросы, относящиеся к этому периоду:

  1. Особенности строения основных систем и органов ребенка, которые помогают ему адаптироваться к условиям жизни.
  2. Особенности диагностирования уровня зрения и слуха ребенка, его психомоторного развития.
  3. Особенности развития новорожденного, его оценка, виды физических отклонений, которые могут быть выявлены у новорожденных в первый месяц жизни.
  4. Принципы и техника грудного вскармливания, его значение для нормального развития ребенка и формирования систем организма. Способы замены грудного кормления при невозможности его осуществления. Нарушения в питании ребенка.
  5. Сестринский уход за здоровым новорожденным включает в себя оценку состояния его кожных покровов и слизистых оболочек. Медсестра также должна знать о функциях кожи и правилам ухода за ней.
  6. Особенности развития желудочно-кишечного тракта ребенка в первый месяц жизни, возможные отклонения и принципы ухода.

Уход за кожными покровами новорожденного

Гигиена кожи ребенка необходима не только для того, чтобы содержать кожные покровы ребенка в чистоте – правильный уход позволяет избежать развития опасных для неокрепшего организма инфекций.

Медицинская сестра должна знать, какие факторы влияют на состояние кожи и слизистых оболочек ребенка:

  • частое применение подгузников и пеленок, под которыми возникает теплая и влажная среда. Это приводит к водному и кислотному дисбалансу, раздражениям, повышает бактериальную активность;
  • сильное трение между одеждой или памперсами и кожей, которое увеличивается, когда кожа влажная;
  • частое протирание кожных покровов;
  • недостаточный приток воздуха к коже ребенка;
  • нарушение состояния кожи из-за воздействия фекалий, мочи и жидкости.

Для того, чтобы у ребенка была здоровая и чистая кожа необходимо придерживаться следующих правил:

  1. Избегать контакта кожи ребенка с фекалиями и мочой.
  2. Предотвращать воздействие механических и физических факторов на кожу (влаги, трения, попадания на нее солнечных лучей).
  3. Исключить средства, которые могут раздражать кожу и делать ее чувствительной.
  4. Обеспечить возможность грудного вскармливания.
  5. Обеспечить приток воздуха к ягодицам.

Так, сестринский уход за новорожденными включает в себя ежедневный осмотр области ягодиц ребенка, подмышечных впадин. Особое внимание медсестра уделяет местам, подверженным возникновению гнойничков и опрелостей.

При появлении раздражения, сухости или красноты пораженные места смазывают стерильным растительным маслом (подсолнечным, вазелиновым и специальным детским).

Выбирая средства по уходу за кожей останавливаться следует на тех, которые содержат минимальное количество отдушек и ароматизаторов. В противном случае они могут вызвать дерматит и аллергию.

Посмотрите технику взятия венозной крови, последовательность заполнения пробирок для лабораторного исследования в Системе Главная медсестра. Скачайте полный алгоритм действий по забору крови у новорожденного из вены.

Правила гигиены при купании новорожденного

Сестринский уход за здоровым новорожденным включает в себя регулярное купание. Начинать купать ребенка при отсутствии патологий рекомендуют сразу после выписки.

Поэтому медсестра должна объяснить матери, как организовать процедуру безопасного купания:

  • для купания подходит температура воды 37 °С и температура воздуха около 20-24 °С;
  • в первые дни, до заживления ранки в пупке рекомендуют подбирать температуру воды не более 37-37,5°С;
  • перед началом процедуры нужно подготовить подогретое полотенце или другие вещи, в которые можно будет укутать ребенка;
  • купать ребенка в первые дни жизни рекомендуется помощь медсестры или второго взрослого.

Сама техника купания состоит из нескольких этапов:

  • крепко придерживая ребенка за руки и под ягодицами его медленно опускают в воду;
  • голова ребенка располагается на согнутой руке матери;
  • купание происходит по принципу «сверху вниз»;
  • в последнюю очередь моют голову ребенка;
  • мальчикам сначала моют половые органы, а затем область заднего прохода;
  • следует избегать интенсивного трения, т.к. возможно повреждение кожи;
  • естественные складки кожи аккуратно промывают.

В завершение проводят ополаскивание в чистой теплой воде. С целью легкого закаливания ребенка температура воды может быть 36 °С.

На всю процедуру отводится не более 10-15 минут, при этом медсестра или мать должна ориентироваться на состояние ребенка и его реакцию на процедуру.

Обработка пупочной ранки

Осуществляя сестринский уход за здоровым новорожденным, особое внимание необходимо уделять пупочной ранке.

У здорового ребенка она имеет следующие признаки:

  • края ранки сомкнуты, сама ранка визуально сокращена;
  • в норме допустимы серозные выделения и сукровицы, которые требуют тщательного туалета ранки;
  • в норме края ранки не отличаются по цвету от остальной кожи.

Обрабатывать пупочную ранку следует не чаще одного раза в сутки в течение 10 дней. Для этого применяются такие средства, как перманганат калия 5%, зеленка 1%, перекись водорода 3%.

При этом не нужно пытаться оторвать «корочку», т.к. под ней активно идет заживление краев ранки.

Перед обработкой ранки медсестра моет руки, затем обмакивает ватную палочку в раствор перекиси водорода и промачивает ранку.

Настораживающим признаком при этом являются обильные выделения с пеной. В этом случае пораженное место сушат ватным тампоном и еще раз обрабатывают раствором.

При осуществлении сестринского ухода за новорожденным важно обращать внимание на патологические процессы в пупочной анке:

  • наличие отеков;
  • гиперемия края;
  • зияющая пупочная ранка;
  • гнойные выделения при надавливании.

При наличии этих признаков необходимо срочно вызвать врача, т.к. подобные процессы могут привести к развитию сепсиса.

Применение подгузников в первые дни жизни ребенка

Уход за слизистыми оболочками новорожденного

Сестринский персонал должен знает, что слизистую младенца легко поранить неосторожными движениями. При нормальном внешнем виде дополнительной обработки она не требует.

Грудное вскармливание в норме может вызвать беловатый налет на нёбе и языке.

На наличие молочницы может указывать творожистый налет. Если медсестра его снимает, появляется пораженная грибковой эрозией поверхность.

Порядок обработки ротовой области:

  • гигиеническая обработка рук медсестры;
  • на палец накручивается мягкая чистая ткань или стерильный бинт;
  • палец обмакивается в 2% раствор соды или 20% раствор буры в глицерине;
  • далее рот ребенка тщательно обрабатывается изнутри. При этом не нужно стремиться снять налет со слизистой, а просто нанести на него лечебное средство;
  • после медсестра сбрасывает с руки ткань или бинт и моет руки.

Теми же растворами следует обрабатывать и соски матери новорожденного, в том случае, если ребенка кормят грудью.

Бутылочки и соски для кормления нужно тщательно кипятить, пустышки менять после каждого кормления.

Уход за слизистой оболочкой глаз

В том случае, если осуществляется сестринский уход за здоровым новорожденным, глаза обрабатываются один раз в сутки после ночного сна.

Для этого каждый глаз протирают ватным тампоном, смоченным в воде, который проводится по верхнему и нижнему веку отдельно. Для каждого глаза нужно подготовить отдельный тампон.

При наличии выделений из глаз медсестра должна провести тщательную обработку. Для этого применяется раствор ромашки или раствор чая. Во избежание аллергии их можно заменить 1% растворов фурацилина.

Обработку проводят по мере необходимости, в зависимости от количества и внешнего вида выделений.

Памятка по уходу за кожей и слизистыми ребенка

Выделим несколько общих правил, которые необходимо соблюдать при обработке слизистой и кожи ребенка:

  • перед гигиеническими процедурами медсестра или мать ребенка должна помыть руки с мылом горячей водой;
  • руки медсестры должны быть коротки острижены, украшения с них нужно снять;
  • для умывания лица достаточно смочить ватный тампон кипяченой водой и аккуратными движениями протереть лицо ребенка;
  • одноразовые памперсы нужно менять тогда, когда они становятся мокрыми и грязными;
  • в течение периода новорожденности подгузники меняются 6-10 раз в сутки.

Как стричь ногти новорожденному ребенку

Обработку ногтей следует проводить после купания ребенка.

Для этого заранее нужно подготовить чистые щипчики или маленькие ножницы.

Ногти на ногах подстригают ровно, на руках ногти должны быть закругленными.

Это позволит избежать врастания ногтя и образования кожного валика.

Не следует стричь ногти слишком коротко – это может причинить боль ребенку и повредить нежную кожу.

Чтобы процедурные медсестры соблюдали эпидбезопасность, правильно выполняли манипуляции и заполняли документы, регламентируйте их работу с помощью СОПов и алгоритмов.

Алгоритм подмывания ребенка

В течение дня ребенка приходится неоднократно подмывать, важно в условиях медучреждения или дома делать это правильно.

Алгоритм действий следующий:

  • настроить температуру воды и проверить ее рукой;
  • ребенок располагается на левом предплечье медсестры спиной;
  • новорожденного подмывают под проточной водой не более 37-38°С;
  • после окончания подмывания кожу ребенка промакивают мягкой пеленкой.

Процедура обязательна после каждого акта дефекации младенца.

Сестринский уход за здоровым новорожденным: обработка естественных складок

При обработке естественных складок ребенка соблюдается следующий порядок действий:

  1. Гигиеническая обработка рук.
  2. На руки выдавить немного детского крема или насыпать присыпку, растереть в руках.
  3. Все складки новорожденного ребенка обрабатываются в порядке сверху-вниз: область за ушами и шея, далее – область подмышек, локти и т.д. до паховой области.
  4. Во избежание возникновения опрелостей не следует выдавливать крем или сыпать присыпку сразу на тело ребенка. Сначала средство растирается в руке медсестры.

Гигиеническая ванна

При уходе за новорожденным ребенком важное место отводится гигиене. Существует ряд правил для того, чтобы сделать гигиеническую ванночку правильно.

  1. Медсестра моет ванночку с мылом и ополаскивает ее кипятком.
  2. На дне ванны расстилают сложенную в несколько раз пеленку.
  3. Готовится ванна: попеременно наливается горячая и холодная вода, температура воды для купания не должна превышать 36-37°С.
  4. Для обмывания готовится кувшин с водой аналогичной температуры.
  5. При купании ребенка поддерживают одной рукой за ягодицы и бедра, второй рукой – под спину и затылок.
  6. Постепенно ребенок погружается в ванночку, уровень воды должен достигать линии сосков. Одной рукой поддерживается голова ребенка для того, чтобы она постоянно находилась над водой.
  7. Голову новорожденного нужно помыть детским мылом. Все тело обмывается фланелевой пеленкой или тряпкой. Особое внимание уделяется зонам между ягодицами, паху, складкам на коже.
  8. После окончания купания ребенка переворачивают и обливают чистой водой из кувшина.
  9. После ванны ребенка заворачивают в чистое теплое полотенце и пеленку.

Государственное автономное образовательное учреждение

Калужской области среднего профессионального образования

«Калужский базовый медицинский колледж»

Лекция

«Сестринский процесс при уходе

за недоношенным ребенком»

2014 г.

План лекции.

    Понятие о перинатальном периоде и перинатальной смертности.

    Определение недоношенности и причины невынашивания.

    Признаки недоношенности. Степени недоношенности.

а) внешние признаки

б) функциональные признаки

    Особенности переходных состояний у недоношенных.

    Сестринские проблемы и сестринские вмешательства при выхаживании недоношенных.
    а) спецподготовка мед. персонала

б) согревание недоношенного

в) вскармливание недоношенных

г) транспортировка

д) профилактика расстройств дыхания

е) критерии выписки домой

ж) общий уход за недоношенным

    Физическое и нервно-психическое развитие недоношенных в последующем.

Период новорожденности начинается с момента рождения и длится 28 дней. Этот период является критическим для ребенка и очень ответственным для медперсонала. Новорожденный ребенок с первых часов внеутробного существования подвергается серьезным испытаниям в связи с новыми условиями существования. В периодах внутриутробного развития и выделяют перинатальный период – по ВОЗ – это период от 28 недели внутриутробной жизни плода по 7 сутки жизни новорожденного.

Мертворождаемость и смертность в этот период определяется как перинатальная смертность. Особенно важными являются первые сутки после рождения. В структуре детской смертности болезни новорожденных занимают 1 место

Исход родов и здоровье новорожденного зависит от ряда факторов:

    состояние здоровья матери, ее возраст и число предшествующих родов (оптимально для 1 родов – 20-24 г, для 2 родов – 25-29 лет);

    течение беременности;

    питание матери во время беременности;

    наличие вредных привычек;

    отрицательное влияние химических веществ, радиации, лекарственных средств;

    правильное ведение родов.

Недоношенный ребенок – это ребенок, родившийся раньше срока (до 38 недель).
Причины невынашивания (% рождения недоношенных ≈ 5 - 6%);

    Патология беременности гестозы беременных, многоплодие, неправильное положениеиплода, заболевания плода, несовместимость крови плода и матери;

    Заболевания женщины:

а) тяжелые экстрогенитальные заболевания (ссс, эндокринные, анемии и др.)

б) патология гениталий: дисфункция яичников, истмико-первикальная недостьаточ ность, предшествующие аборты

в) хронические инфекции: цитомегалия, токсоплазмоз и др.

г) острые инфекционные заболевания: грипп и другие ОРВИ, эпидемический гепатит и др.

    Физические и психические травмы беременных

    Злоупотребление алкоголем, курением, наркотиками

    Профессиональные вредности, прием лекарственных препаратов

    Плохое питание (голодание)

    Возраст матери (до 18 лет и старше 30 лет /относительно/)

    Рост > 150 см, масса – 45 кг
    Признаки недоношенности.

Срок беременности 28-38 недель

Масса менее 2500

Рост менее 45 см

По массе различают 3 степени недоношенности:

1. масса 2500-2001

2. масса 2000-1501

3. масса 1500-1001

Внешние признаки недоношенного:

    непропорциональное телосложение (большая голова и туловище)

    малый родничок и швы открыты

    кости черепа подвижны, могут находить друг на друга

    ушные раковины мягкие, легко мнуться

    на плечах, спине, щеках, лбу – густой пушок

    подкожно-жировой слой отсутствует, кожа дряблая

    половые признаки: у мальчиков яички не опущены в мошонку, у девочек – большие половые губы не прикрывают малые

    пупок расположен ближе к лону.

    рельефы на ладонях подошвы маловыраженны
    Функциональные признаки:

    слабый крик (писк)

    вялость, сонливость

    снижение и отсутствие сосательного и глотательного рефлексов

    несовершенство терморегуляции: не удерживают температуру тела, легко охлаждаются и легко перегреваются

    дыхание недоношенныхнеритмичное, поверхностное, с большой частотой, чем у доношенных (, отмечается лабильностью (внешние раздражители дают учащение или урежение дыхания). Недоношенные часто дают апноэ до развития приступов асфиксии, особенно во время еды

    кашлевой рефлекс слабо выражен или отсутствует

    частота пульса у недоношенных 100-180 в 1 ,. Пульс очень лабилен учащается во время кормления, при крике, при осмотре, АД ниже, чем у доношенных новорожденных

    пищеварительная система незрелая, часто отмечается метеоризм, способны переварить и усвоить только грудное молоко

    снижены показатели иммунитета и сопротивляемость к болезням низкая

Особенности физиологических (переходных) состояний новорожденных

    Физиологическая убыль массы тела у недоношенных больше, чем у доношенных и составляет 6-14 % (N до 10%). Восстанавливается позднее (к 2-3 неделям).

    Физиологическая эритема держится длительно.

    Физиологическая желтуха носит затяжной характер.

    Половой криз встречается реже и выражен слабо

    Транзиторная лихорадка возникает легко, особенно при перегревании.

Выхаживание недоношенных новорожденных.

Специальная подготовка медперсонала.

У нас в стране – двухэтапная система ухода за недоношенным.

1 этап. Рожают при преждевременных родах в специальных роддомах или отделениях.

2 этап. В возрасте 9-14 дней недоношенных переводят в специализированное отделение для недоношенных (в Калуге – отделение патологии новорожденных).

Сестринская проблема: согревание недоношенных.

    Уже в родзале: обработка недоношенного проводится под лучистым теплом, принимается ребенок в согретые стерильные пеленки.

    Затем детей помещают в кювезы (температура воздуха 31-35 0 , влажность воэдуха 90-95%).

    Из кювеза ребенка перекладывают в кроватку-грелку (Беби-терм).

    При отсутствии кювеза или кроватки-грелки ребенка можно согреть в грелках: 3 грелки – 2 по бокам (поверх одеяла) и одну под ноги (под одеяло). Температура воды в грелках – 60 0 . Грелка кладется рядом с ребенком на расстоянии в ширину ладони. Смена воды в грелках происходит поочередно.

    Температура воздуха в палатах – 24-26 0 . Не перегревать!

Сестринская проблема: Вскармливание недоношенных.

Решение этой проблемы сопряжено с определенными трудностями. Недоношенный способен усваивать только грудное молоко. Молоко при преждевременных родах содержит больше белка, что очень нужно недоношенному. При отсутствии сосательного рефлексов недоношенных кормят через зонд сцеженным грудным молоком.

При наличии глотательного рефлекса и отсутствии сосательного ребенка можно кормить из ложечки или из чашки или даже из пипетки (капать в рот). При наличии сосательного и глотательного рефлексов и хорошего состояния ребенка его можно приложить к груди. Медсестра обязательно присутствует при кормлении и помогает матери.

Обычно, если родился недоношенным до 30 недель – ребенка кормят через зонд, от 30 до 32 недель – через зонд и 1-2 кормления из чашки, более 32 недель – можно приложить к груди. Кормить недоношенного надо чаще, чем доношенного. Количество молока в сутки в 1 день – 60 мл/кг/сут, в последующие прибавляем по 20 мл/кг/сут, пока не доведем до 200 мл/кг/сут.

Медсестра должна оказывать психологическую поддержку матери: вселять надежду на наличие у матери грудного молока и давать советы по профилактике гипогалактии, обучать сцеживанию не реже, чем через 3 часа и обязательно ночью, разрешать (поощрять) присутствие матери при кормлении ребенка через зонд. Если мало грудного молока и приходится кормить адаптированными смесями, то надо хоть немного давать грудного молока для защиты от инфекций.

Сестринская проблема – транспортировка недоношенных.

Опасности: охлаждение, появление асфиксии, возникновение рвоты с последующей аспирацией.

Решение проблемы:

    Согревание в кювезе, если таких машин нет, то в грелках.

    На руках (меньше внутричерепных травм).

    Не раньше, чем через 1-1,5 часа после кормления.

    По назначению врача перед транспортировкой подкожно этимизол, кордиамин.
    Осуществляет транспортировку специально обученная медсестра (фельдшер). В машине обязательно должна быть кислородная подушка.
    Сестринская проблема профилактика дыхательных расстройств.

    Положение в кювезе с возвышенным головным концом.

    После кормления на бочок или на живот. Не шевелить в течение 40-60 мин. после кормления.

    Кислород до и после кормления в течении 2-3 недель.

    По назначению врача – 0,5% кофеин по 1 ч. л. 2-3 раза в день в течение 1 месяца.

Сестринская проблема: выписка недоношенного.

Вес 1800-2000 и даже 1500, если ребенок удовлетворяет следующим условиям:

    Хорошее состояние здоровья и нормальные физиологические показатели, нет патологических симптомов.

    Стабильное увеличение веса.

    Хороший сосательный рефлекс.

    Хорошая терморегуляция (удерживает температуру тела).

    Мать в состоянии осуществлять уход за ребенком дома.

Сестринская проблема: дефицит знаний и умений у матери при уходе за недоношенным.

Цель: медсестра научит мать и продемонстрирует умения и знания.

Купать ребенка можно после отпадения пуповинного остатка (12-14 дней) ежедневно, температура воды 37,5-38 0 С.

Гулять – дети старше 3 недель – 1 мес.температура воздуха не ниже -5 0 С, масса тела не менее 2 кг. Гулять в начале на руках и первые прогулки 10-15-20 мин.

Пеленание: в кювезе ребенок находится в обнаженном виде, при переводе в кровать-грелку его пеленают с ручками, на необходимо следить, чтобы не было тугого пеленания (профилактика асфиксии). Пеленают под лучистым теплом. Свободное пеленание применяется только тогда, когда ребенок удерживает температуру тела.

Сестринские проблемы: беспокойство матери и дефицит знаний у матери в отношении физического и нервно-психического развития детей в последующем.

Физическое развитие.

Недоношенные дети растут очень быстро:

масса

удваивается к 3 мес., утраивается к 6 мес., к году может догнать сверстников (≈7500 до 9500), но у глубоко недоношенных масса может отставать в первые 2-3 года.

рост

за год ребенок вырастает на 27-38 см, к году рост ≈ 70-77 см (особенно быстро растут глубоко недоношенные)

окружность головы

за год – на 15-19 см, к году ≈44-46 см

Для хорошего развития необходимо грудное вскармливание, правильное введение прикормов, профилактика заболеваний.

Нервно-психическое развитие у недоношенных задерживается, все навыки могут запаздывать на 2-3 мес. Медсестра должна объяснить матери, что для хорошего развития ребенка с ним нужно заниматься:

массаж

с 1 месяца (масса 1700-1800)

гимнастика

с 3 месяцев

показ игрушек

подвешивание игрушки с 1,5-2,5 мес. - когда начинает фиксировать взгляд

разговор с ребенком

Следует отметить, что большинство детей развиваются нормально. Недоношенными были Дарвин, Ньютон, Вольтер, Гюго.

Понятие о незрелости плода и о внутриутробной гипотрофии.

Незрелость плода – ребенок, родившийся в срок имеет внешние признаки недоношенного и функциональные признаки: незрелый дыхательный центр, отсутствие рефлексов, низкий иммунитет.

Внутриутробная гипотрофия – при рождении детей масса тела не соответствует сроку внутриутробного развития. При рождении детей в срок масса у них ниже 2500.

Причины: гестозы беременных, вредные привычки, тяжелые заболевания у матери, плохое питание беременной, многоплодие.

Создание оптимальных условий и организация специального ухода определяются неустойчивым функционированием и в определенной степени незрелостью всех систем организма ребенка, особенно в первые годы его жизни.

Наиболее чувствительными к неблагоприятным воздействиям являются кожные покровы. Анатомические особенности кожи детей раннего возраста характеризуются наличием тонкого и чувствительного рогового слоя эпидермиса, представленного двумя-тремя рядами слабо связанных между собой постоянно слущивающихся эпителиальных клеток. Базальная мембрана очень рыхлая и нежная, что определяет слабую связь между эпидермисом и дермой. Кожа имеет хорошо развитую капиллярную сеть. Потовые железы, сформированные уже к моменту рождения, в течение первых 3-4 мес функционируют недостаточно и имеют недоразвитые выводящие протоки, закрытые эпителиальными клетками. Дальнейшее созревание структур потовых желез, вегетативной нервной системы и терморегулирующего центра центральной нервной системы обеспечивают совершенствование потоотделения.

Функции кожи отличаются большим своеобразием. Защитная функция кожи от неблагоприятных внешних воздействий значительно снижена. Кожа легко ранима из-за слабого развития эпидермиса и низкой активности местного иммунитета. Тонкий роговой слой и хорошо развитая сосудистая система обусловливают повышенную резорбционную функцию кожи. Опасность генерализации инфекции у детей первых лет жизни гораздо больше, чем в более старшем возрасте. Терморегулирующая функция кожи нестабильна: теплоотдача доминирует над теплопродукцией, потовые железы функционируют недостаточно. Это затрудняет поддержание постоянной температуры тела и приводит к необходимости создания для ребенка оптимального температурного режима. Дыхательная функция кожи выражена во много раз сильнее, чем у взрослых. Своеобразное строение сосудов обеспечивает легкую диффузию газов через сосудистую стенку. Кожа содержит большое количество экстрарецепторов. Чрезмерное раздражение кожи при плохом уходе отрицательно сказывается на состоянии здоровья ребенка.

Основа ухода — соблюдение чистоты. Это касается помещения, в котором находится ребенок, предметов ухода за ним и личной гигиены ухаживающего. Необходимо ежедневно проводить влажную уборку, комнату проветривать несколько раз в день. Поддерживается температура воздуха в помещении 20-22 °C, влажность — 40-60%; ребенок плохо переносит сухой воздух, так как при этом повышается потеря воды и легче происходит перегревание.

Ребенок должен находиться в собственной кроватке, боковые стенки которой свободно пропускают воздух.

В кроватку кладут жесткий матрац, который накрывают простынкой, под голову — пеленку, сложенную в несколько раз.

Одежда ребенка. Предпочтительно использовать натуральные, хорошо стирающиеся материалы (хлопчатобумажные ткани, трикотаж, шерсть). Одежда должна защищать ребенка от потери тепла, но в то же время не вызывать перегревания и не стеснять движений. Доношенного новорожденного первые два-три дня пеленают с руками, в последующем руки оставляют свободными. Тугое пеленание не применяется: ребенок должен свободно совершать движения. На ночь после купания лучше пеленать с руками, на голову надеть чепчик или косынку. На 3-4-й неделе жизни, а иногда и раньше ребенку надевают ползунки или комбинезон.

Утренний туалет. Ребенка на пеленальном столике разворачивают и раздевают полностью, тщательно осматривают кожу, особенно складки. Лицо и руки моют кипяченой водой. Глаза промывают смоченной в кипяченой воде стерильной ватой от наружного угла глаза к внутреннему; для каждого глаза используют отдельный тампон. Надо следить, чтобы вода не попала из одного глаза в другой, поэтому, промывая левый глаз, поворачивают ребенка влево и наоборот. При появлении признаков конъюнктивита следует как можно раньше начать его лечение. Полость рта не обрабатывают, так как слизистая оболочка сухая и легко травмируется. Однако ее надо ежедневно осматривать. Появление на слизистой рта белых налетов (молочница) требует проведения определенных мероприятий. Ушные раковины и наружные слуховые проходы очищают сухим ватным жгутиком только в пределах видимости. Туалет носа производят смоченным в масле ватным жгутиком или специальной палочкой с намотанной на нее ватой, которую вводят в носовые ходы нежными винтообразными движениями. Складки кожи за ушами, на шее, в подмышечных впадинах, в локтевых сгибах, паховых, подколенных областях обрабатывают ватным тампоном, смоченным маслом. Обработка половых органов девочек проводится ватным тампоном, смоченным маслом, или специальными гигиеническими салфетками в направлении спереди назад. У мальчиков необходимо насколько возможно приоткрыть головку полового члена и обработать ее маслом.

У новорожденного ребенка на протяжении первых 2 нед жизни происходит физиологический процесс заживления пупочной ранки. Ее необходимо 1 раз в сутки обрабатывать 3%-ным раствором перекиси водорода, затем 1%-ным спиртовым раствором бриллиантового зеленого.

Уход за кожей включает удаление продуктов жизнедеятельности (мочу и кал), очищение кожи щадящими моющими средствами, защиту кожи от действия раздражающих факторов. Средства детской гигиены разработаны с учетом особенностей кожи (рН-сбалансированные, гипоаллергенные). Они делятся на очищающие (шампуни, пены для ванны, мыло, лосьоны), защищающие (масла, присыпки), питающие (кремы).

Нежная и чувствительная кожа ребенка требует мягкого, но тщательного очищения. Для этого используются щадящие моющие средства. Кожа малыша имеет более низкий порог раздражимости, чем кожа взрослого человека, поэтому не следует применять очищающие средства в большом количестве. Мыло может раздражать кожу из-за щелочных компонентов, а синтетические моющие средства (пены для ванны, шампуни) — вследствие производимого ими обезжиривающего эффекта. Раздражение кожи может быть вызвано не только составом моющего средства и его высокой концентрацией, но и продолжительностью и частотой купания, а также температурой воды, типом используемых полотенец и губок.

Купание. После отделения пуповинного остатка при неосложненном течении процесса эпителизации пупочной ранки новорожденного следует купать ежедневно. Продолжительность гигиенической ванны — 5 мин, температура воды + 36,5...+ 37,0 °С. Пока не заживет пупочная ранка, в воду добавляют раствор перманганата калия до слаборозового цвета (кристаллы предварительно растворяют в отдельной емкости). Для купания можно использовать некипяченую водопроводную воду, как горячую, так и холодную. Купать ребенка с применением моющих средств нужно не чаще 2-3 раз в неделю. В конце купания ребенка обливают водой, температура которой на 1-2 градуса ниже температуры воды в ванне. Подмывать ребенка нужно регулярно, после дефекации — обязательно. Кожу осушают (но не вытирают!) с помощью полотенца или пеленки из мягкой хлопчатобумажной ткани промокательными движениями. После 6 мес купать ребенка можно через день (в жаркое время года — ежедневно в любом возрасте), при температуре воды + 36 °С, продолжительность купания — до 10 мин.

Защита кожи от действия раздражающих факторов осуществляется припудриванием или смазыванием кремом, маслом. Умеренное припудривание кожи ребенка предохраняет ее от натирания подгузником или одеждой. Присыпку сначала наносят на руки, потом на кожу ребенка для ее более равномерного распределения, без комочков. Иногда дети плохо переносят втирание в кожу смягчающих средств (крема, масла), поскольку это может вызывать задержку потоотделения и мацерацию. Избыточное применение масел затрудняет дыхательную функцию кожи. Косметические средства ухода за кожей надо подбирать индивидуально для каждого ребенка. Главным критерием выбора является их хорошая переносимость.

Подгузник — неотъемлемый предмет ухода за ребенком раннего возраста. Здоровый новорожденный мочится 20-25 раз в сутки, стул у него бывает 5-6 раз. Применяют следующие разновидности подгузников: хлопчатобумажные многоразового использования (марлевые или тканевые); одноразовые, внутренний целлюлозный слой которых содержит гельобразующий материал с повышенной влагопоглощающей способностью. Современные одноразовые подгузники быстро впитывают мочу, надежно удерживают ее во внутреннем слое, при этом кожа ребенка остается сухой. Одноразовые подгузники надежно препятствуют загрязнению детской одежды, комфортны для ребенка, практичны и удобны в применении.

В последние годы одноразовые подгузники претерпевают дальнейшее совершенствование: выпускаются подгузники с многоразовыми застежками, с улучшенным внутренним слоем (новый дополнительный слой впитывает влагу быстрее и в большем количестве), так называемые «дышащие» подгузники, наружный слой которых содержит микроскопические поры, способные пропускать воздух к коже и обеспечивающие выход водяных паров из подгузника наружу.

Существует несколько размеров подгузников, относительным ориентиром в их подборе является масса тела ребенка. Рекомендуется менять одноразовый подгузник перед кормлением, после каждого испражнения с обязательным туалетом (подмыванием), перед ночным сном и после побуждения, перед выходом на прогулку. Предположение о возможном неблагоприятном воздействии одноразовых подгузников на развитие половых органов мальчиков не имеет научных оснований. При использовании одноразовых подгузников температура кожи под ними повышается не более чем на 0,5-1,0 °С, что не создает условий для стойкого парникового эффекта. Сперматогенез у мальчиков начинается не ранее 7-8 лет, и, следовательно, у детей раннего возраста не может идти речи о каком-либо процессе его подавления.

Педиатры и физиологи считают возраст 12-18 мес оптимальным периодом для начала выработки туалетных навыков ребенка. У некоторых детей готовность к обучению может сформироваться позднее — в 2-2,5 года. К этому времени ребенок должен уметь ходить, нагибаться и поднимать с пола небольшие предметы, хорошо понимать обращенную к нему речь взрослого, сам говорить отдельные слова, пытаться объяснить родителям, что он хочет.

Готовность ребенка к обучению можно определить по наличию одного или нескольких признаков: ребенок остается сухим в течение не менее 2 ч и просыпается сухим после дневного сна, придерживается регулярного «графика» испражнения, словами, жестами, мимикой, поведением дает понять, что наступило время мочеиспускания или дефекации, умеет выполнять простые словесные указания родителей, испытывает дискомфорт от загрязненных подгузников и выражает желание их сменить.

В последующем уход за ребенком и его воспитание неразрывно связаны. Надо с ранних лет обращать внимание ребенка на его внешний вид, приучать к чистоте и порядку. Во время кормления, туалета, укладывания спать следует нежно обращаться с ребенком, проявляя доброжелательность и спокойствие. Уход за ним должен сопровождаться ласковым разговором, который вызывает положительные эмоции и отвлекает от неприятных ощущений.

К часто встречающимся заболеваниям кожи и слизистых оболочек относят омфалит, везикулопустулез, потницу, конъюнктивит, кандидозный стоматит, пеленочный дерматит.

Омфалит — воспаление пупочной области. При катаральном омфалите отмечается серозное отделяемое из пупочной ранки, небольшая гиперемия и инфильтрация пупочного кольца. Образуются кровянистые корочки, под ними скапливается серозно-гнойное отделяемое в небольшом количестве. Эпителизация пупочной ранки затягивается. Состояние ребенка не нарушено.

При прогрессировании воспалительного процесса появляется гнойное отделяемое из пупочной ранки, отек и гиперемия пупочного кольца, инфильтрация подкожной жировой клетчатки вокруг пупка. Пупочные сосуды становятся утолщенными, хорошо пальпируются. Пупочная область несколько выбухает, кожа вокруг пупка гиперемирована, сосуды передней брюшной стенки расширены. Общее состояние ребенка нарушается: появляется вялость, срыгивания, уменьшается масса тела, повышается температура тела, отмечаются признаки воспалительной реакции со стороны периферической крови.

При наличии выделений из пупочной ранки и затянувшейся отслойке пуповинного остатка на дне пупочной ранки появляются грануляции грибовидной формы (фунгус пупка).

Лечение заключается в ежедневной обработке пупочной ранки 3%-ным раствором перекиси водорода, затем 70%-ным этиловым спиртом, 1-2%-ным спиртовым раствором бриллиантового зеленого или 3-4%-ным раствором калия перманганата. Хороший эффект оказывает цинка гиалуронат (куриозин). При фунгусе пупка используют раствор серебра нитрата. При нарушении общего состояния и угрозе генерализации инфекционного процесса назначают антибиотики.

Везикулопустулез — воспаление в области устьев потовых желез. На коже ягодиц, бедер, головы, в естественных складках появляются мелкие поверхностно расположенные пузырьки, наполненные сначала прозрачным, потом мутным содержимым. Через 2-3 дня пузырьки лопаются, обнаруживаются небольшие эрозии, покрывающиеся сухими корочками, после отпадения которых не остается рубцов и пигментации.

Проводятся гигиенические ванны с дезинфицирующими средствами (раствор калия перманганата до приобретения водой слаборозового цвета, отвары чистотела, ромашки). Предварительно удаляются гнойники стерильным материалом, смоченным 70%-ным спиртом. Дважды в день элементы обрабатываются 1-2%-ным спиртовым раствором бриллиантового зеленого или мупироцином (бактробан).

Потница — поражение кожи, связанное с гиперфункцией потовых желез, обусловленное перегреванием или недостаточным уходом за кожей. Клинически проявляется обилием мелких красных узелков и пятен на шее, в низу живота, в верхней части грудной клетки, в естественных складках кожи. Общее состояние ребенка не нарушено.

Рекомендуются гигиенические ванны с добавлением раствора калия перманганата до приобретения водой слаборозового цвета; тщательное осушение кожи промокательными движениями; припудривание индифферентными присыпками («детская», тальк с цинком).

Конъюнктивит может быть катаральным и гнойным. Заболевание протекает в основном как местный процесс; инфицирование происходит обычно при прохождении плода через родовые пути. Для заболевания характерны выраженный отек и гиперемия век, может быть гнойное отделяемое. При обильных гнойных выделениях и длительном течении процесса следует выяснить этиологию заболевания по результатам микроскопического и бактериологического исследований.

Назначают промывание глаз слабым раствором перманганата калия 6-10 раз в сутки с последующим закапыванием 20%-ного раствора сульфацил-натрия или раствора антибиотика направленного действия (при уточнении возбудителя).

Кандидозный стоматит (молочница) характеризуется появлением слегка возвышающегося белого налета на слизистой оболочке полости рта. При удалении налета обнаруживают гиперемированную, слегка кровоточащую поверхность. Возбудитель — Candida albicans. Заболевание, как правило, возникает при дефектах ухода.

Лечение предполагает обработку полости рта 2-4%-ным раствором натрия гидрокарбоната, водными растворами анилиновых красителей (бриллиантовый зеленый, метиленовый синий, генциановый фиолетовый), пероральный прием флуконазола (дифлюкана).

Пеленочный дерматит — периодически возникающее патологическое состояние кожи ребенка, провоцируемое воздействием физических, химических, ферментативных и микробных факторов при использовании пеленок или подгузников.

Заболевание начинается с появления умеренного покраснения, нерезко выраженной сыпи и шелушения кожи в области гениталий, ягодиц, нижних отделов живота и поясницы. В дальнейшем, если действие раздражающих факторов не устранено, на коже возникают папулы, пустулы, в кожных складках могут образовываться небольшие инфильтраты; происходит инфицирование Candida albicans и бактериями. При продолжительном течении заболевания образуются сливные инфильтраты, мокнутие, глубокие эрозии.

Для лечения необходимо использовать гигроскопичные одноразовые подгузники, показана их частая смена (в том числе и в ночное время). На пораженные участки кожи наносят специальные кремы «под подгузник», используют крем драполен, мази деситин, бепантен. При кандидозе на пораженные участки кожи наносят крем или присыпки с противогрибковыми препаратами (миконазол, клотримазол, кетоконазол). Если состояние ребенка осложняется зудом, показаны антигистаминные препараты. При тяжелом течении пеленочного дерматита или сочетании его с аллергическим дерматитом местно применяются топические глюкокортикостероиды (адвантан, элоком).

Литература
  1. Занько Н. И. Эффективность новых технологий ухода за кожей детей раннего возраста: автореф. дис. ... канд. мед. наук, М., 2000.
  2. Шабалов Н. П. Неонатология. М., 2006. Т. 1. С. 593-607.
  3. Darmstadt G. L., Dinulos J. G. Neonatal skin care// Pediatr Clin North Am. 2000; 47(4): 757-782.
  4. Madison K. C. Barrier function of the skin: ‘la raison d’etre’ of the epidermis// J Invest Dermatol. 2003; 121: 231-241.
  5. Odio M., Friedlander S. F., Railan D. et al. Diaper dermatitis and advances in diaper technology// Curr Opin Pediatr. 2000; 12(4): 342-346.

Н. А. Белоусова , кандидат медицинских наук
Е. Г. Белоусова
ММА им. И. М. Сеченова, Москва

Тема: « Сестринский уход за недоношенным ребён ком»

По определению ВОЗ недоношенный ребенок -это ребёнок, родившийся живым в сроки до 37 недель внутриутробного развития, с массой тела менее 2500 г и длиной менее 45 см.

Жизнеспособным считают новорождённого с массой тела при рождении более 500 грамм, сделавшего хотя бы один вдох.

Факторы риска рождения недоношенного ребёнка:

Со стороны матери :

Возраст беременной (первородящие до 18 лет и старше 30 лет);

Тяжёлые соматические и инфекционные заболевания, перенесённые во время беременности;

Генетическая предрасположенность;

Аномалии развития репродуктивной системы;

Т отягощённый акушерский анамнез (частые предшествующие прерывания беременности или оперативное вмешательство, патология беременности, привычные выкидыши, мертворождения и пр.);

Психические и физические травмы;

Бесконтрольный приём медикаментов.

Со стороны плода:

Хромосомные аберрации, пороки развития;

Иммунологический конфликт;

Внутриутробное инфицирование.

Социально-экономические факторы:

Профессиональные вредности;

Вредные привычки (курение, алкоголизм, наркомания);

Низкий социальный статус (недостаточный уровень образования, неудовлетворительные жилищно-бытовые условия, плохое питание);

Нежелательная беременность;

Уклонения от медицинского наблюдения.

Гестационный возраст (gestation -беременность) – это возраст ребёнка от момента зачатия до рождения. Он является самым важным показателем оценки зрелости новорождённого и его способности адаптироваться к условиям внешней среды.

Степень зрелости недоношенных детей зависит от срока гестации и массы тела при рождении.

Выделяют четыре степени недоношенности : (в зависимости от гестационного возраста и массы тела при рождении ребёнка)

Внешний вид недоношенного ребёнка отличается от доношенного непропорциональным телосложением, значительным преобладанием мозгового черепа над лицевым, относительно большим туловищем, короткими шеей и ногами.

Основные признаки недоношенного :

Кожа красного цвета, тонкая, морщинистая, обильно покрыта пушком (лануго), подкожно-жировой слой не выражен, мышечный тонус снижен;

Кости черепа мягкие, податливые, подвижные, иногда заходят друг за друга, швы не закрыты, открыты большой, малый и боковые роднички;

3. Ушные раковины мягкие, бесформенные, тесно прижаты к голове;

4. ареолы и соски грудных желез недоразвиты или отсутствуют;

5. ногти на пальцах рук и ног тонкие, не достигают краев ногтевого ложа;

6. у девочек большие половые губы не прикрывают малые, половая щель

зияет, клитор может быть увеличен;

7. у мальчиков яички не опущены в мошонку.находятся в паховых каналах

или брюшной полости.

Анатомо-физиологические особенности органов и систем

недоношенного ребенка:

Со стороны ЦНС отмечаетсяснижение или отсутствие сосательного, глотательного

и других физиологических рефлексов, не координированные движения конечностей,

косоглазие, нистагм (горизонтальное плавающее движение глазных яблок), гипотония мышц, адинамия, нарушение процессов теплорегуляции.

(из-за незначительного поступления энергии с пищей и тонкого подкожно жирового слоя с низким содержанием бурой жировой ткани). Отсутствие способности поддерживать нормальной температуру тела проявляется гипотермией (температура тела 35,9

32°С и ниже). Переохлаждение может вызвать отёк подкожно- жировой клетчатки –

склерему.

Со стороны периферических анализаторов при глубокой степени недоношенности отмечается нарушение зрения и слуха.

Со стороны органов дыхания неравномерное дыхание по ритму и

глубине, частота дыхания варьируется от 40 до90 в минуту, склонность к апноэ,

отсутствует или слабо выражен кашлевой рефлекс.

В альвеолах сурфактант, отсутствует или содержание его недостаточно,что обуславливает развитие ателектазов и дыхательных расстройств.

Со стороны сердечно – сосудистой системы отмечается снижение скорости

кровотока (синюшное окрашивание стоп и кистей), симптом «арлекино» (в положении ребенка на боку кожа нижней половины тела становится красно-розового цвета, а верхней – белого).Артериальное давление низкое, пульс лабильный.

Со стороны иммунной системы : функциональная незрелость – (высокий риск возникновения инфекций).

Со стороны органов пищеварения : низкая активность секреторной

функции пищеварительных ферментов (липазы, амилазы, лактазы и др.) и способность

усвоения пищи, малая емкость желудка,не позволяющая удерживать

одномоментно необходимый объем пищи, повышенная склонность к

срыгиваниюиз-за недостаточного развития сфинктера, монотонный характер перистальтики кишечника (отсутствие усиления в ответ на прием пищи).

Со стороны печени: незрелость ферментных систем, что обуславливает

уменьшение синтеза белка протромбина (геморрагический синдром ),

нарушение билирубинового обмена, накопление непрямого билирубина в крови

и мозговой ткани (билирубиновая энцефалопатия)

Система выхаживания недоношенного ребёнка

начинается с первых часов его жизни и состоит из трёх этапов.

I этап. Интенсивная терапия в роддоме.

II этап. Наблюдение и лечение в специализированном отделении для недоношенных детей.

III этап. Динамическое наблюдение в условиях детской поликлиники.

I этап. Интенсивная терапия в роддоме .

Первые лечебно-профилактические мероприятия начинаются в родильном зале. Все манипуляции выполняются в условиях, исключающих охлаждение ребёнка (температура воздуха в родильном зале должна быть не менее 25 о, влажность 55-60 %, пеленальный стол с источником лучистого тепла). Дополнительный обогрев с момента рождения- важное условие его успешного выхаживания!

Для предупреждения аспираций окоплодными водами, после извлечения головки отсасывается слизь из верхних дыхательных путей (вначале изо рта, затем из носа). Принимают ребёнка в тёплые, стерильные пелёнки. Мягкое (щадящее) поглаживание головы, туловища, конечностей является одним из методов тактильной стимуляции дыхания, в ответ на это, как правило, увеличивается его частота и глубина.

Если ребёнок родился в состоянии гипоксии, в вену пуповины вводят смесь, включающую 10% раствор глюкозы, раствор кокарбоксилазы, 5% раствор аскорбиновой кислоты, 10% раствор глюконата кальция.

После первичной обработки и перевязки пуповины недоношенные дети с массой тела более 2000 грамм, завёрнутые в пелёнки и конверт из байкого одеяла, помещаются в кроватки, при температуре окружающего воздуха 24-26 о, так как они в состоянии сами поддерживать нормальный температурный баланс.

Недоношенные дети с массой тела более 1500 г могут эффективно выхаживаться в специальных кроватках « Бебитерм» с обогревом и дополнительной оксигенацией (температурный режим в палате вначале поддерживается в пределах 26-28 градусов, затем постепенно снижается до 25 о, по показаниям подается тёплый, увлажнённый кислород, концентрация в пределах 30%)

Недоношенных детей с массой тела при рождении 1500 г и ниже, а также детей, находящихся в тяжёлом состоянии, помещают в кувезы.

Особенности выхаживания недоношенных детей в кувезах:

Кувез- это аппарат, внутри которого автоматически поддерживается определённая температура (от 36 до 32 градусов).

Оптимальный температурный режим- это такой режим, при котором у ребёнка удаётся поддерживать ректальную температуру в пределах 36,6-37,1 градусов. Влажность воздуха в кувезе в первые сутки должна составлять 80-90%, а в последующие- 50-60%. Уровень оксигенации подбирается индивидуально. Необходимо обеспечить ребёнку такую оптимальную концентрацию кислорода, при которой исчезают признаки гипоксемии (цианоз кожных покровов и слизистых оболочек, снижение двигательной активности, брадипноэ с апноэ). Предосторожность! Не рекомендуется поддерживать концентрацию кислорода в кувезе более 38% из-за возможного токсического воздействия его на центральную нервную систему, лёгкие и сетчатку глаз.

Смена кувеза и его дезинфекция проводится каждые 2-5 дней (повышенная температура и влажность создают благоприятные условия для быстрого размножения патогенных микроорганизмов). Длительное пребывание недоношенного ребёнка в кувезе нежелательно. В зависимости от состояния ребёнка оно может составлять от нескольких часов до 7-10 дней.

На 7-8 сутки недоношенных детей перевозят из родильного дома в отделение для выхаживания маловесных детей в кувезах.

II этап. Наблюдение и лечение в специализированном отделении для недоношенных детей.

Цель: удовлетворение основных жизненно важных потребностей недоношенных детей. Основные задачи:

Оказание высококвалифицированной медицинской помощи;

Организация сестринского ухода со строжайшим соблюдением правил асептики;

Создание комфортных микроклиматических условий (дополнительное согревание и оксигенация);

Обеспечение адекватным питанием;

Обучение родителей приёмам выхаживания ребёнка в домашних условиях и др.

Ребёнка в отделении для выхаживания маловесных детей переводят из кувеза в кроватку с обогревом только в том случае, если это не приводит к изменению его состояния (температуры тела, окраски кожных покровов и двигательной активности и др.).

Если ребёнок в кроватке плохо «удерживает» температуру тела, то применяется дополнительное согревание. Для этого используют резиновые грелки (от одной до трёх с температурой воды 60 градусов, размещая две по бокам и одну в ногах, на расстоянии ширины ладони от тела ребёнка). Контроль температуры проводится спиртовым термометром, который помещается под одеяло. Смена грелок проводится через каждые два часа, поочерёдно. Как только ребёнок начинает самостоятельно «удерживать» температуру тела в пределах 36,5-37 градусов, постепенно уменьшают количество грелок.

В результате неумелого согревания может произойти перегревание или переохлаждение ребёнка.

Признаки перегревания : повышение температуры до 39-40 градусов, беспокойство ребёнка, увеличение влажности кожи, кожные покровы ярко-розового цвета, тахикардия, тахипноэ.

Неотложная помощь ребёнку при перегревании :

Убрать грелки, вынуть ребёнка из кровати, освободить от пелёнок, провести ванну с температурой воды 37 о С. Продолжительность 5-7 минут, напоить кипячёной водой (из расчёта 10 мл на кг массы на каждый градус повышения температуры).

Признаки переохлаждения : температура снижена ниже 35,9 о С, выражено общее беспокойство ребёнка, кожные покровы бледные с синюшным оттенком, холодные на ощупь, брадикардия, брадипноэ.

Неотложная помощь при переохлаждении : вынуть ребёнка, провести горячую ванну с температурой воды 38-39 о C, продолжительность 5-7 минут, после чего ребёнка тщательно обсушить тёплой пелёнкой и запеленать в подогретое бельё, уложить в кроватку и обложить с трёх сторон грелками (температуру воздуха в помещении довести до 25-26 о С).Каждые два часа проводить термометрию тела.

При проведении оксигенотерапии необходимо обеспечить оптимальную концентрацию кислорода. Рекомендуется вдыхание газовой смеси, содержащей не более 30% кислорода, продолжительность оксигенации подбирается индивидуально. Смесь должна быть увлажнена до 80-100%, подогрета до температуры 24 о С. Оксигенотерапия проводится с помощью носовых катетеров, канюль, маски или кислородной палатки.

Особенности вскармливания недоношенных детей.

Одним из важнейших условий полноценного развития недоношенных детей является обеспечение его рациональным вскармливанием, адекватным состоянию. Женское молоко является оптимальной пищей для недоношенного ребёнка. Появление молока у мамы часто запаздывает, а потребность недоношенного ребёнка в белковой пище велика, при отсутствии противопоказаний со стороны младенца, нужно на короткое время, но постоянно прикладывать его к груди для стимуляции лактации. Необходимо приложить все усилия для максимального сохранения грудного вскармливания. Основными принципами вскармливания недоношенных детей являются осторожность и постепенность. Выбор способа кормления зависит от гестационного возраста ребёнка. Важно следить за тем, чтобы ребёнок во время кормления не переутомлялся, не срыгивал и не аспирировал пищу.

Способы кормления:

Недоношенность детей с большим сроком гестации, при выраженности сосательного, глотательного рефлекса и удовлетворительном состоянии, можно начать кормить через 3-4 часа после рождения (прикладывать к груди или кормить из бутылочки). Для профилактики переутомления целесообразно применять накладки на грудные соски матери, а при кормлении из бутылочки- использовать мягкие соски с отверстием, адекватным сосательным усилием ребёнка. При выраженности глотательного рефлекса и отсутствии сосательного, ребенка можно кормить из ложечки. При отсутствии грудного молока у матери, можно применить специализированные адаптированные смеси (Фрисопре, Энфалак, Ненатал, Алпрем и др.) в течение первых 2-3-х месяцев.

Детей с малой массой тела и гестационным возрастом менее 32-х недель кормят через орогастральный зонд Во избежание развития инфицирования и пролежней не рекомендуется оставлять постоянный зонд на время свыше 2-х дней. Введение молока необходимо осуществлять капельно, через специальные шприцевые перфъюзоры (автоматические дозаторы «Линеомат» и др.), при их отсутствии можно использовать стерильные шприцы и капельницы.

Глубоко недоношенным детям с дыхательными расстройствами, нарушением кровообращения, угнетением центральной нервной системы назначается парентеральное питание. В первый день жизни они получают 10-ти % раствор глюкозы, со 2-го дня переходят на 5-ти % раствор глюкозы с добавлением аминокислот, электролитов, калия, витаминов, микроэлементов, жировых эмульсий.

Возможные проблемы ребёнка при энтеральном способе кормления: срыгивание, рвота, вздутие живота. Если при мониторинге за недоношенным ребёнком отмечаются данные явления, то это служит показанием к отмене принятого способа питания.

Потенциальные проблемы ребёнка при парентеральном питании.

Осложнения, связанные с применением катетера: пневмоторакс, перфорация сосудов, тромбозы и эмболии, повреждение и инфицирование окружающих тканей, сепсис.

Нарушение водно-солевого баланса (из-за несовершенства функциональных систем организма).

Перегрузка объёмом вводимых растворов (из-за сложности расчётов и коррекции водно-солевого баланса).

Существуют различные методики расчёта питания для недоношенных детей:

Формула Ромелля определяет суточное количество пищи в первые 10 дней жизни: (10+n) x m:100, где n-число дней жизни, m-масса ребёнка в граммах, с 11 дня суточная потребность в молоке составляет 1/7 массы тела, а к концу первого месяца-1/5 массы тела.

Принципы медикаментозного лечения недоношенных детей.

При проведении лечения недоношенных детей, особенно с низкой массой тела, необходимо соблюдать тактику двигательного покоя. Чрезмерная стимуляция таких детей в первые дни и недели жизни, интенсивная и инфузионная терапия (без автоматических дозаторов) могут привести к ухудшению состояния. Количество внутримышечных инъекций должно соответствовать возможностям ребёнка. Нельзя вводить недоношенным детям при внутримышечной инъекции больше 0,5 мл раствора лекарственного препарата. Преимущественное место введения – средняя треть наружно- боковой поверхности бедра.

Критерии выписки недоношенного ребёнка из стационара.

Масса тела должна быть не менее 2500 г при постоянной динамике.

Способность удерживать постоянную температуру тела.

Наличие выраженных физиологических рефлексов.

Устойчивость всех жизненно важных функциональных систем.

III этап. Динамическое наблюдение в условиях детской поликлиники.

После выписки из стационара ребёнка на следующий день посещают на дому участковый врач и медицинская сестра.

Учитывая, что третий этап выхаживания недоношенного проходит в семье, основная часть забот и ответственности ложится на родителей ребёнка.

Приступая к созданию индивидуальной программы реабилитации, врач и сестра выясняют уровень подготовленности семьи к уходу за недоношенным ребёнком.

Необходимо объяснить родителям, что если ребёнку в дальнейшем будут созданы оптимальные условия жизни в семье, обеспечен хороший уход, то уже к концу первого года жизни малыш сможет догнать своих сверстников в физическом и умственном отношении (исключение составляют глубоко недоношенные дети).

Интервьюирование матери: выясняется семейно-наследственный анамнез, течение беременности и родов. Изучается выписной эпикриз, выявляются проблемы семьи, связанные с рождением недоношенного ребёнка, уровень обучённости родителей уходу за ним.

Осмотр ребёнка: физикальное обследование ребёнка, оценка состояния, поведения, выявление настоящих и потенциальных проблем, нарушенных жизненно-важных потребностей.

Осмотр матери: скрининг-опрос, направленный на выяснение самочувствия матери, определение состояния соматического и психического здоровья, характера питания, лактации, оценка состояния молочных желез.

Определение социально-экономического статуса семьи и потребности в социальной и правовой помощи.

Оказание консультативной помощи (по организации ухода, режима сна и лактации, адекватного вскармливания ребёнка).

Психологическая поддержка (помощь родителям увидеть перспективу развития здоровья ребёнка, приглашение к взаимодействию и сотрудничеству и пр.).

Вовлечение членов семьи в обсуждение программы реабилитации.

Обучение родителей технологии оценки физического и психического развития, телесного и эмоционального общения с ребёнком.

Совместно с врачом составляется программа реабилитации, планируются сестринские действия.

Возможные проблемы родителей ребёнка:

Стресс и переживания в связи с преждевременными родами;

Беспокойство и тревога за ребёнка;

Чувство беспомощности;

Дефицит знаний и навыков ухода за ребёнком;

Высокий риск развития гипогалактии;

Отсутствие грудного молока у матери;

Дефицит семейной поддержки;

Поиски виновных в преждевременном рождении ребёнка;

Ситуационный кризис в семье.

Кормящая женщина для сохранения лактации должна придерживаться правильного распорядка дня, который предполагает достаточный сон, пребывание на свежем воздухе, рациональное питание, психоэмоциональный комфорт в семье, умеренную физическую нагрузку.

Полноценное питание лактирующей женщины может быть обеспечено при ежедневном минимальном наборе продуктов: 150-200 г мяса или рыбы, 50 г сливочного масла, 20-30 г сыра, одного яйца, 0,5 л молока, 800 г овощей и фруктов, 300-500 г хлеба. Помимо этого, в пищевой рацион необходимо включить: молочнокислые продукты (биокефир, йогурт, творог), соки, спелые фрукты, ягоды, различные крупы (гречневая, овсяная, рисовая), орехи. Нужно исключить из рациона: чеснок, лук, острые приправы (они ухудшают вкус молока), крепкий кофе, алкогольные напитки.

Количество употребляемой жидкости не должно превышать 2,5 литров в сутки (при этом 0,5-1 л должен приходиться на долю молока или молочных продуктов).

При наличии грудного молока использовать режим свободно кормления, убедить мать в необходимости частого прикладывания ребёнка к груди, так как это стимулирует лактацию и развивает сосательный рефлекс у младенца. Не следует ограничивать продолжительность кормления ребёнка, она может колебаться в разное время суток. В ночном кормлении ребёнок нуждается до тех пор, пока не сможет высасывать нужный ему объём молока днём. После установления лактации и активного сосания, при положительной динамике нарастания массы тела, ребёнка можно перевести на 6-ти разовый режим кормления.

2. При недостатке грудного молока использовать режим смешанного вскармливания . Докорм при смешанном вскармливании проводят специализированными адаптированными смесями (Хумана-О, Фрисопре, Энфелак, Ненатал, Алпрем, Детолакт-ММ, Новолакт и др.) в течение первых 2-3-х месяцев. Затем переходят на вскармливание адаптированными смесями для детей первого полугодия, а после 6 месяцев- на смеси для детей второго полугодия. При хорошей индивидуальной переносимости целесообразно использование смесей одной фирмы-производителя. Это снижает риск развития пищевой аллергии и повышает эффективность вскармливания. Выбор адаптированной смеси для докорма порекомендует врач, а сестра должна обучить родителей технологии приготовления и хранения смесей и правилам кормления. При смешанном вскармливании докорм проводится после кормления грудью с помощью ложечки или из бутылочки (соска должна быть мягкой, имитировать форму грудного соска, иметь отверстие, адекватное сосательным усилиям ребёнка).

3. При отсутствии грудного молока использовать режим искусственного вскармливания . Проводится 6-ти разовое кормление, адаптированной смесью, рекомендованной врачом.

Необходимо особое внимание обратить на усвоение пищи ребёнком (срыгивания, вздутие живота, изменение характера стула).

Обучение родителей особенностям ухода за недоношенным ребёнком.

Температурный режим комнаты , где находится ребёнок, необходимо в начале поддерживать в пределах 24-26 о С, постепенно снижать до 22-20 о С.

Техника проведения гигиенической ванны : температура воздуха в помещении где проводится купание ребёнка должна быть не ниже 25 о С. Гигиенические ванны проводят ежедневно, вначале продолжительность ванны составляет 5-7 минут (температура воды 38,0-38,5 о С, затем её постепенно снижают, со второго месяца жизни до 37,0-36,0 о С, к концу второго полугодия до 34,0-32,0 о С).

Лечебные ванны при раздражённой коже проводятся с настоями из трав: череды, шалфея, ромашки, зверобоя и др. (2-3 столовых ложки заливают 1 литром кипящей воды, настаивают в течение 15-20 минут, процеживают и добавляют в ванну с кипячёной водой). Бельё для обсушивания и пеленания ребёнка должно быть гигроскопичным и предварительно подогретым.

Большую роль предупреждения перегревания и переохлаждения играет одежда недоношенного ребёнка. Бельё должно быть из мягких, тонких натуральных гигроскопичных тканей, без грубых швов, рубцов пуговиц. Одежда должна быть многослойной, а пеленание- свободным.Тренирующие методы закаливания (снижение температуры воды, контрастные обливания после купания, воздушные ванны) начинают применять в зависимости от степени зрелости, индивидуальных особенностей и состояния здоровья ребёнка.

Выкладывание на живот проводят с первого дня пребывания ребёнка дома. Выкладывать рекомендуют на жёсткую поверхность 3-4 раза в день перед кормлением.

Воздушные ванны начинают проводить с 1,5-3 месяцев по 1-3 минуты 3-4 раза в день, постепенно увеличивая время до 10-15 минут в сочетании с поглаживающим массажем. С 4-х месяцев начинают активнее вводить другие элементы закаливания: контрастные обливания после купания, увеличивают продолжительность воздушных ванн.

Поглаживающий массаж начинают с 1-1,5 месяцев, с 2-3 месяцев постепенно вводят другие приёмы – растирание, разминание, пассивные движения рук и ног. Во втором полугодии массаж и гимнастика проводятся по тем же комплексам, что и доношенным детям. Для улучшения координации мелких движений, ребёнку предлагаются игры с мелкими предметами (перебирание нитей бус, косточек на счетах, складывание пирамидок и др.).

Обучение родителей технологии психоэмоционального общения с ребёнком.

На ранних этапах рекомендуется выхаживание недоношенного непосредственно на груди матери («метод кенгуру») и лишь на непродолжительное время он помещается в кровати. При этом создаётся непосредственный контакт ребёнка с кожей матери, что обеспечивает поддержание у него постоянной температуры тела, облегчается процесс вскармливания, увеличивается его продолжительность, улучшается лактация грудного молока. Помимо этого, непосредственная близость матери с ребёнком позволяет постоянно следить за его состоянием.

В последующем, нужно убедить маму чаще брать ребёнка на руки, прикасаться к нему, используя язык телесного общения, постоянно общаться и разговаривать с ним ласковым голосом, тихо напевать ему песенки.

Медицинская сестра помогает родителям реально оценивать физическое и психическое развитие ребёнка, принимать его таким, какой он есть, увидеть его достижения и перспективы. Советует поддерживать в семье атмосферу эмоционального комфорта (своевременно уходить от напряжённости, избегать бурного проявления эмоций), активно взаимодействовать друг с другом, уделять ребёнку как можно больше внимания, подбирать игрушки и игры по возрасту, постоянно заниматься с ним.

Особенности физического и нервно-психического развития недоношенного ребёнка:

Большая потеря первоначальной массы тела (9-14%).

Низкая прибавка массы тела в 1-й месяц жизни. Последующая ежемесячная прибавка массы тела до года в среднем должна быть больше, чем у доношенных детей.

Ежемесячная прибавка роста у недоношенных больше, чем у доношенных детей (в среднем она составляет 2,5-3 см.).

Окружность головы в первые 2 месяца больше окружности груди на 3-4 см, к концу 1-го года жизни окружность головы равна 43-46 см, окружность груди 41- 46 см.

Более позднее прорезывание зубов (в среднем начинается в 8-10 месяцев).

Появление психомоторных навыков на первом году жизни может задерживаться (зрительное и слуховое сосредоточение, целенаправленное движение рук, способность сидеть, стоять, ходить, говорить), особенно у детей с массой тела при рождении от 1000 до 1500 г на 2-3 месяца, с массой тела от 1500 до 2000 г до 1,5 месяцев.

Большинство детей с массой тела при рождении 2500 г догоняют своих доношенных сверстников к году, а глубоко недоношенные дети сравниваются с ними к 2-3-м годам. Нервно-психическое развитие ребёнка зависит от течения анте- и постнатальном периодов, от степени недоношенности, характера поражения ЦНС, проводимых корригирующих и реабилитационных мероприятий.

Индивидуальная программа реабилитации и схема динамического наблюдения за недоношенным ребёнком:

Постоянный контроль весоростовых показателей.

Ежемесячная оценка физического и психомоторного развития.

Регулярная оценка функционального состояния органов и систем (кожи, слизистых, опорно-двигательного аппарата, органов зрения и слуха и др.).

Контроль и коррекция питания ребёнка соответственно функциональным возможностям и возрасту.

Своевременная профилактика рахита, анемии.

Обучение и консультирование родителей комплексам массажа и гимнастики.

Вакцинация по индивидуальному календарю.

Осмотр ребёнка педиатром и специалистами (офтальмологом, отоларингологом, невропатологом, стоматологом, ортопедом) в декретированные сроки.

Лабораторное исследование анализов крови, мочи в декретированные сроки и по необходимости.

Недоношенный ребёнок должен состоять на диспансерном учёте во II группе здоровья (группа риска) в течение двух лет. Один раз в три месяца, а по показаниям чаще, ребёнка осматривает невропатолог, офтальмолог. 1 раз в 6 месяцев – отоларинголог. В возрасте 1-го и 3-х месяцев- ортопед. На втором и третьем году жизни необходимы консультации- детского психиатра, логопеда, эндокринолога, гастроэнтеролога.

Прогноз.

За последние годы в связи с появлением новых технологий выхаживания недоношенных детей, снизились показатели их смертности.

Прогноз при массе тела недоношенного ребёнка 1500 г менее благоприятный. У этих детей более высокая смертность от присоединения вторичных инфекций. Чаще встречается патология органов зрения (миопия, астигматизм, косоглазие- 25 %) и органов слуха (тугоухость- 4 %). У них нередко диагностируются неврологические изменения различной степени выраженности (вегето-сосудистые расстройства, судорожный, гипертензионно-гидроцефальный синдром, детский церебральный паралич). Возможно формирование стойких психопатологических синдромов.

Уход за ребенком.

Уход – обережение, защита, забота.

Уход за ребенком – комплекс мер, направленных на обеспечение помощи ребенку в адаптации к факторам внешней среды.

Результат неправильно построенных мероприятий ухода:

1. девиантное поведение (криминал, наркомания, токсикомания, фанатизм, сектанство, гомосексуализм, ложь, фантазии);

2. невротизация (заикание, гиперкинезы, истерии);

3. соматизация (хроническая патология).

Уход включает в себя:

1. организация санитарно-гигиенического режима: личного, гигиенического, членов семьи, медработника;

2. организация рационального питания;

3. общение с ребенком, организация его бодрствования и досуга;

4. наблюдение за состоянием ребенка.

Основой организации ухода является режим - это рациональное распределение во времени и последовательность удовлетворения основных физиологических потребностей, чередование различных видов деятельности во время бодрствования. Основные физиологические потребности – питание, сон, бодрствование.

Режим включает: ритм (распределение во времени), последовательность действий, характер активности.

Мероприятия режима:

· удовлетворение физиологических потребностей ребенка;

· физическое воспитание;

· защита нервной системы от стресса;

· охрана здоровья ребенка.

Уход может быть общим – факторы удовлетворения потребностей ребенка, лечебно-охранительным – комплекс профилактических и лечебных мероприятий, направленных на максимализацию физического и психического покоя больных.

1. обеспечение щадящего режима для психики ребенка (мама лежит вместе с ребенком, дети в палате одного возраста, врачебная тайна);

2. соблюдение правил внутреннего распорядка;

3. назначение рационального двигательного режима активности (общий, палатный, постельный, строгий постельный);

4. питание: общее, лечебно-профилактическое (лечение невозможно без питания), диетическое (в период реабилитации);

5. режим выполнения процедур, забора анализов;

6. выполнение назначений врача (домашнее, лечебно-амбулаторное)

Периоды детского возраста:

1. период внутриутробного развития (280 дней – 10 лунных месяцев):

· фаза эмбрионального развития (от момента зачатия до 3 месяцев беременности);

· фаза плацентарного развития (3-9 месяцев беременности).

2. интранатальный период (от начала родовой деятельности до перевязки пуповины);

3. период новорожденности (первый месяц);

4. грудной возраст (1-12 месяцев);

5. ясельный возраст(1-3 года);

6. дошкольный возраст (3-7 лет);

7. младший школьный возраст (7-11)лет;

8. пубертатный или старший школьный возраст (11-16лет).

Особенности сестринского процесса в педиатрии.

В настоящее время выделяют 5 этапов сестринского процесса:

1. этап – медицинское сестринское обследование;

2. этап – постановка проблем пациентов;

3. этап – планирование сестринского вмешательства;

4. этап - реализация планов сестринских вмешательств;

5. этап - оценка результатов деятельности медсестры.

Медицинское сестринское обследование слагается из сбора информации (паспортные данные, жалобы, сбор анамнеза жизни, перенесенные заболевания, эпиданамнез), проведение объективного сестринского обследования, анализ данных обследования, анализ назначенных пациенту процедур, лекарственных препаратов,

Постановка проблем пациента. Постановка проблем должна помочь пациенту в удовлетворении личных потребностей, в основе которых лежат 14 «видов повседневной деятельности», выделенных Вирджинией Хендерсон:

1. нормальное дыхание;

3. нормальные отправления организма;

4. движение и различные позы;

5. сон и отдых;

6. выбор соответствующей одежды, одевание и раздевание;

7. поддержание температуры тела на нормальном уровне;

9. способность избежать опасные факторы окружающей среды и не навредить другим;

10. общение с другими, выражение эмоций, нужд, страха и мнения;

11. сохранение религиозных мнений;

12. работа, приносящая результат;

13. игра или другие формы отдыха;

14. познание, удовлетворение любопытства, ведущее к нормальному развитию.

Особое внимание уделяют 10 универсальным потребностям: дыхание, питание, физиологические отправления, сон, движение, одежда и личная гигиена, нормальная температура, безопасность окружающей среды, общение, труд и отдых.

На основании полученных данных следует сформулировать проблемы (явные и потенциальные) и распределить их по приоритетам. Проблемы могут быть:

· первичные, которые требуют оказания неотложной помощи;

· промежуточные, не опасные для жизни;

· вторичные, не имеют отношения к заболеванию или прогнозу.

Планирование сестринских вмешательств , т.е. определить цели и составить план. Цель должна быть: реальной и осуществимой, ставиться отдельно по каждой проблеме, доступной оценке. Планы сестринских вмешательств составляются: отдельно по каждой проблеме; включать все возможные виды деятельности медсестры; составляться конкретно; четко соответствовать достижению поставленных целей.

Реализация планов сестринских вмешательств. Четкое документирование данного этапа сестринского процесса позволяет осуществлять слаженную, последовательную работу всей медицинской бригады, осуществляющей уход за пациентом.

Оценка результатов деятельности – достижение поставленных целей. На этом этапе проводится сравнение достигнутых результатов с запланированными. Оценка результатов ставится самим пациентом, родственниками, самой медсестрой, врачом.

Проблемы пациента выявляются и ставятся ежедневно на протяжении всего времени работы с пациентом с учетом динамических изменений в его состоянии.

План сестринского обследования.

Рост_____ (N=) Вес___ (N=)

Температура______

Обратить внимание, принимает ли ребенок вынуж­денное положение.

Обратить внимание на внешность (выглядит злоб­ным, испуганным, апатичный, растерянным, уравно­вешенным, обнаруживает признаки тревожности).

Речь (быстрая, медленная, запинающаяся, эмо­циональная, монотонная, громкая, шепотная,невнятная);

· внимание (отвлекаемостъ, неспособность сконцентрировать внимание, внимателен);

Настроение (радостное, состояние недоволь­ства, печальное, полного безразличия, равно­душия);

Ориентацию (во времени: знает, какое число, месяц, год, время суток, в месте: знает, где находится, в собственной личности: знает, где
он, кто с ним разговаривает).

Определить самооценку (полное отрицание своего
заболевания; признает факт болезни, но обвиняет в ней
кого-либо из окружающих или себя; правильно оце­нивает ситуацию).

Оценить сознание (ясное, спутанное, отсутству­ет).

Определить цвет кожных покровов (обычный, блед­ный, пероральный цианоз, акроцианоз).

Оценить состояние пупочной ранки (у новорож­денного ребенка).

Осмотреть волосистую часть головы (гнейс, пер­хоть, педикулез...).

Осмотреть состояние ногтей на руках и ногах.

Определить чистоту кожи, наличие патологичес­ких изменений (внимательно осмотреть естественные складки).

Определить эластичность кожи, тургор тканей.

Оценить влажность кожи (в симметричных участ­ках: на затылке, туловище, особенно на ладонях и по­дошвах).

Определить толщину подкожно-жирового слоя, оценить результат.

Оценить форму головы, ее окружность.

Пропальпировать швы черепа, затылочную кость.

Обследовать роднички у ребенка раннего возраста (размеры, состояние краев, их уровень по отношению к костям черепа, пульсацию).

Провести осмотр зубов, оценить их количество, состояние.

Осмотреть позвоночник, обратить внимание на осанку, возможные патологические изгибы.

Оценить форму грудной клетки, ее окружность.
Провести пальпаторное обследование перехода костной части ребра в хрящевую на предмет наличия рахити­ческих четок.

Оценить форму конечностей, обследовать суставы
(цвет, форму, размеры, местную температуру, подвиж­ность, болезненность).

Оценить развитие мускулатуры, мышечный рель­еф.

Определить тонус, силу мышц.

Проверить пассивные и активные движения ре­бенка.

Оценить развитие двигательных умений.

Осмотреть и пропальпировать лимфатические узлы: затылочные, подбородочные, подчелюстные, под­мышечные, локтевые, паховые.

Осмотреть кончики пальцев, ногти («барабанные палочки», «часовые стекла»).

Оценит характер кашля («лающий», влажный, сухой).

Прислушаться к дыханию (спокойное, свистящее, дистантные хрипы).

Осмотреть проходимость носовых ходов, оценить характер отделяемого из носа.

Оценить участие вспомогательных мышц в акте дыхания (обратить внимание на крылья носа, межре­берные промежутки, живот, надключичные области, яремную ямку).

Провести осмотр зева.

Исключить наличие отеков.

Определить частоту и характер пульса. Оценить результат.

Измерить АД. Оценить результат.

Выявить признаки обезвоживания.

Оценить форму живота, его участие в акте дыха­ния.

Пропальпировать живот.

Проверить желчепузырные симптомы Кера и Ортнера.

Провести при необходимости осмотр ануса (опре­делить его податливость, обратить внимание на кожу вокруг ануса).

Определить частоту и характер стула.

Проверить симптом Пастернацкого.

Определить частоту мочеиспусканий за сутки.

Проверить менингиальные симптомы

Выявить проблемы родителей (родственников), связанные с заболеванием ребенка.

Особенности клинической фармакологии в педиатрии;

Сложность дозирования лекарственных средств педиатрии определяется особенностями фармакокинетики (всасывание, связывание с белками плазмы, проникновение в ткани, метаболизм, экскреция) и фармакодинамики в разные возрастные периоды.

Дозы разных лекарственных веществ выражаются различно:

· На кг массы тела;

· На единицу поверхности тела;

· На год жизни ребенка.