Семья для воспитанников детского дома внеклассное мероприятие. Конспект занятия для учащихся детского дома

Внеклассное занятие для 8-9 классов. Тема: «Мир моей семьи»

Форма проведения: занятие с элементами творческой деятельности

Описание. Занятие с элементами творческой деятельности, направленное на формирование у подростков ценностного отношения к семье и ответственного подхода к созданию своей будущей семьи.
Цель: Формирование ценностного отношения к семье
Задачи:
определить значимость семьи в жизни каждого человека;
воспитать ответственное отношение к созданию в будущем своей семьи;
помочь подросткам в составлении собственных представлений о современных моральных ценностях семьи;
Участники: воспитанники детского дома - учащиеся 8-9 классов
Оснащение: оформленный стенд «Мир моей семьи», мультимедийный проектор, ноутбук, презентация, заготовки страниц книги «Мир моей семьи», карандаши цветные или фломастеры, клей, краски, вода, влажные салфетки.

План


II. Основная часть.

2) Ребусы «О семье»
3) Обсуждение в группах «Вторая половинка»

4) Упражнение «Фотошоп»
III. Заключительная часть.
1) Рефлексия
2) Подведение итогов

Ход мероприятия
I. Вводная часть. Вступительное слово.
1) Знакомство с темой мероприятия.
Педагог-психолог: Здравствуйте, ребята и гости нашего сегодняшнего мероприятия. Очередная наша встреча будет посвящена теме, которая касается каждого человека.
Ребята, я попрошу вас обратить внимание на стенд и попытаться самим определить тему нашего занятия. (Воспитанники говорят, что речь пойдет о семье)
Педагог-психолог: Правильно, ребята! Но говорить мы будем не просто о семье, а о том, какой вы представляете свою будущую семью, что будет важным для вас. А в ходе нашего разговора мы с вами будем создавать книгу «Мир моей семьи». С каждыми проделанным совместно заданием в нашей книге будет появляться новая страничка.
II. Основная часть.
1) Обсуждение в группе «Семья- это…»
Педагог-психолог: Какой должна быть семья? На этот вопрос не существует однозначного ответа. У каждого человека свое мнение о семье. Но, каждый из нас рано или поздно начинает задумываться о том, какой, же должна быть его собственная семья.
Естественно, что семьи со скандалами, ссорами, битой посудой никому не хочется иметь. А мечтают все о семье с взаимопониманием, уважением друг к другу, любовью, доверием, без вечных ссор и обид.
Ребята, чтобы заполнить первую страницу, я предлагаю вам подумать – что для каждого из вас значит слово «семья» и записать ваши мысли в нашу книгу. (Воспитанники заполняют первый лист книги «Семья - это»)
2) Ребусы «О семье»
Педагог-психолог: Отлично, ребята! Вы справились с первым заданием! А для того чтобы заполнить вторую страницу, нам нужно разбудить наше логическое мышление. Я предлагаю вам ответить на вопрос: «На чем строится семья?», а для этого мы отгадаем пару несложных ребусов (ребусы показаны на слайде)
Педагог-психолог: Молодцы! А теперь заполните, пожалуйста, вторую страницу, допишите на стенах дома, на чем еще должна строиться семья. (Воспитанники заполняют вторую страницу)
Конфуций писал: “Государство – это большая семья, а семья это маленькое государство, и держится оно на любви”. Безусловно, основой семьи являются чувства, любовь друг к другу. Если бы не было любви между мужчиной и женщиной, не было бы и семьи. Любовь является фундаментом семьи. В семье нужна и гармония, и ощущение душевной теплоты. Главной чертой прочности семьи является взаимопонимание супругов. Если муж с женой понимают, уступают друг другу, идут на компромисс – это прекрасно. Так же должно присутствовать доверие. Недоверчивые супруги выводят друг друга из равновесия, это быстро разрушит семью.
3) Обсуждение в группах «Вторая половинк а»
Педагог-психолог: Ребята, не секрет что вы сейчас находитесь в возрасте, когда человек впервые сталкивается с чувством влюбленности. Наверно, вы задумывались, какими же качествами должна обладать ваша вторая половинка.
Я попрошу вас разделиться на две группы: мальчики и девочки, и записать эти качества. Юноши записывают качества девушек, а девушки – молодых людей. (Воспитанники заполняют третью и четвертую страницы книги)
Педагог-психолог: Ребята, кстати, скажите, как вы думаете, кто должен быть главой семьи? (участники должны прийти к выводу, что в семье должно быть равноправие, доверие, а супруги должны идти на компромисс)
4) Упражнение «Фотошоп»
Педагог-психолог: Ребята, закройте глаза и представьте, что ваша семья уже появилась. Какая она? Кто в вашей семье?
А теперь выберите из предложенных фотоснимков наиболее близкий вашим представлениям и расскажите нам о своей семье. (Воспитанники выполняют упражнение и вклеивают фото в страницы книги)
Педагог-психолог: Отлично! Я надеюсь, что у вас будут такие дружные и счастливые семьи, какими вы их представляете.
III. Заключительная часть.
1) Рефлексия.
Педагог-психолог: Ребята, скажите, было ли полезным наше занятие?
Закончите, пожалуйста, предложение «Я понял, что…»
2) Подведение итогов
Педагог-психолог: Ребята, вы, наверное, знаете, что такое генеалогическое дерево. Это представление родственных связей, вашей родословной. Но так как мы сегодня говорим о вашей будущей семье, то я сейчас предлагаю вам нарисовать дерево вашей будущей семьи. Рисовать мы будем пальцами, поэтому окунайте ваши большие или указательные пальцы в краску и ставьте отпечатки-листья на нашей страничке. И помните, чем больше листьев распустится на дереве, тем богаче, дружнее и счастливее будет ваша будущая семья. (Участники заполняют последнюю страницу)
Педагог-психолог: В завершении нашего занятия я хочу сказать, что создание семьи – это искусство и это искусство должен освоить каждый. Да, человеческое счастье вряд ли возможно без семьи. Ни самая увлекательная работа, ни друзья не могут дать то, что может дать семья.

Беседа с воспитанниками детского дома на тему:

«Семейные ценности и традиции»

Цель: Углублять представление воспитанников о ценности семьи и соблюдение добрых традиций, объединяющих родных и близких.

Задачи:

    Воспитывать у детей любовь к своей семье и своим родственникам, уважение к ним.

    Учить детей вежливо общаться с взрослыми, воспитывать желание заботиться о них.

    Формировать у детей представление о семье, как о людях, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся друг о друге.

Ход занятия:

Наш с вами разговор я хочу начать со сказки:

«Звездочка и Луна».

Очень давно, много веков тому назад, так много звезд на небе, как теперь не было. В ясную ночь можно было увидеть только одну звездочку, свет был, то ярким, то очень тусклым. Однажды Луна спросила у Звездочки: «Звездочка, почему твой свет такой разный?». Звездочка долго молчала и ответила: «Свет мой становится тусклым тогда, когда мне одиноко. Ведь рядом со мной, нет ни одной звездочки похожей на меня. А так хочется видеть и слышать кого-то рядом с собой. А ярким, когда я вижу спешащих странников. Мне всегда было интересно узнать, что их манит в дорогу, куда они так спешат. Я спросила у странника, который был долгое время в пути. Он выглядел, очень изможденным, уставшим, каждый шаг давался ему с трудом, но глаза?» «А какими были его глаза - спросила Луна?». Они светились в темноте от счастья и радости. «Чему радуешься странник - спросила Звездочка?». Он ответил, что замерзая в снегу, голодая без куска хлеба, задыхаясь от жары, я шагал вперед, преодолевая все преграды, потому что знал, дома меня ждет тепло, уют забота моей семьи - жена, дети, внуки. Ради их счастливых глаз, я готов совершить невозможное. С тех пор я стараюсь дарить больше света, тем путникам, которые несут счастье в свой дом, в свою семью. Луна спросила у Звездочки, хотела ли она иметь свою семью. «А разве это возможно?» – с надеждой спросила Звездочка. Луна махнула рукавом золотого одеяния и на небе засияли тысячи новых звезд, которые мигали своим неповторимым, ярким светом, как будто говорили «Мы рядом, мы здесь, мы теперь одна семья!».

Вопрос : Как вы думаете, почему прозвучала именно эта сказка? О чем мы с вами сегодня будем говорить?

(ответы детей).

2) Сообщение темы беседы : «Семейные ценности и традиции».

Сегодня мы будем говорить о самом важном, что есть у каждого человека - это его семья.

Обратите внимание какой смысл заложен в этом слово (схематичное объяснения слова семь-Я, рисуем на доске цветок маленькое семя - это Я + папа+мама+две бабушки+ два дедушки).

Вопросы : Что для вас семья? Почему семья нужна человеку?

(ответы детей).

Семья – это родные друг другу люди, живущие вместе. Если нам плохо, трудно, если с нами случилось несчастье – кто нас выслушает, поможет, успокоит, даст совет, защитит. Конечно, родные нам люди мамы, папы, дедушки, бабушки, братья, сестры.

Вопрос: Скажите, а если так случилось, что рядом нет родных, чужие люди, совсем не родственники, могут стать вашей семьей?

(Ответы детей)

Семья это опора на всю нашу жизнь. Подчеркивая важность семьи Н.А. Назарбаев провозгласил 8 сентября – Днем семьи.

Вопрос: Скажите, в каком году впервые мы отметили День семьи в Казахстане?

Поразмышляем вместе над мудрыми мыслями.

О семье написано много произведений, рассказов, стихотворений. Но самыми краткими и яркими являются маленькие пословицы. Я предлагаю вам сейчас объяснить смысл нескольких из них:

    Вся семья вместе и душа на месте.

    Золото и серебро не стареют, отец и мать цены не имеют.

    В родной семье и каша гуще:

Побывал в домах я в многих,

Много разного видал,

Кашу всякую видал,

Но в семье родимой нашей

Самая густая каша

Дома близкие мои

Кашу варят из любви.

Доброе семя – добрый всход.

Семя добрый всход дает,

Если на добре растет,

Если добрая семья, Если ты живешь любя

Скоро из тебя взойдет

Добрый и чудесный всход!

Минутка тишины

Говорят, что когда в семье живет любовь и дружба у всех, кто в ней живет, в сердце расцветают цветы. Хотите почувствовать, как они расцветают? Послушайте меня внимательно. Усаживайтесь удобнее и сидите тихо-тихо, и тогда случиться чудо. Прислушайтесь к стуку своего сердца. В нем растет бутон цветка. Обратите внимание, как от света и тепла цветок раскрывает свои нежные и ароматные лепестки.

(Звучит музыка со слайдами). 90 сек

А представляете, как было бы хорошо, если бы у всех людей распустились цветы в сердце. Давайте будем заботиться об этих цветах.

А теперь вместе поразмышляем:

В каждой семье существует различные семейные ценности и традиции. Скажите, как вы понимаете, что такое семейные ценности? Например, к семейным ценностям можно отнести старое кресло? (ответы детей). К семейным ценностям можно отнести многое: старые письма, бабушкин платок, мебель, дерево посаженное прадедом - это и такие духовные ценности как любовь, верность, доверие. В ценности переходит все то, создает память о наших предках. Но и есть и материальные семейные ценности (счет в банке, золото и т.д.) Что ценнее? (ответы детей).

Вопрос : А теперь скажите, как вы понимаете «Семейные традиции»?

Я вам раздам тексты, вы прочитаете, и скажите, о какой семейной традиции идет речь. Будем строить дом, где строительным материалом, будут семейные традиции, которые необходимы для того, чтобы семья была крепкой и счастливой.

Притча 1 (о любви)

Однажды в дом, где жили бедные муж и жена, постучали. Это было три старца, их звали Богатство, Удача и Любовь. Хозяева их гостеприимно пригласили войти. Они ответили, что они могут впустить одного из них, что они никогда об этом не пожалеют.

Муж и жена заспорили: « Давай богатство, мы так бедны!» - сказал муж.

«Нет, давай Удачу» - настаивала жена - «И будем жить счастливо».

И тут супруги посмотрели друг другу в глаза и разом воскликнули – «Надо позвать любовь!»

Порог переступили три старца, супруги очень удивились. Потому что там, где есть Любовь, всегда будут Богатство и Удача – ответили старцы.

Вопрос : Какое бревнышко будет первым?

текст 2 (об уважении)

Почитай отца своего и мать и будет тебе хорошо. Почитать, значит, в детстве их слушаться, в молодости с ними советоваться, а в зрелом возрасте о них заботиться. Если заповедь исполняется, то значит, что семя было посеяно не напрасно. Бывает, что по одному человеку обо всей семье судят.

Вопрос: Какое бревнышко будет третьим?

Текст 3 (мир и лад)

Чувство надежности, поддержки, уверенности у членов семьи будет поддерживаться, если в доме живут мир и лад. Как гласит народная мудрость: «Не надо клад, если в семье лад».

Вопрос : Как вы понимаете эту пословицу? Какое следующее у нас будет бревнышко?

Текст 4 (понимание и терпение)

Легенда: В давние времена жила большая, дружная семья из 100 человек. В ней всегда царили, мир, любовь и согласие. Молва об этой семье дошла до правителя, вызвал главу семьи, чтобы узнать, как им удается так дружно жить. Ответ удивил правителя, на листе было написано 100 раз слова: понимание и терпение.

Сценка 5 (о заботе)

И куклу спросила:

Как дочка дела?

Опять ты залезла под стол непоседа?

Опять просидела весь день без обеда?

С этими дочками просто беда!

Иди-ка обедать вертушка!

И дочку спросила!

Мама: Как дочка дела?

Опять заигралась наверно в саду

Опять ухитрилась, забыть про еду

«Обедать» кричала бабуля 100раз

А ты отвечала: «Сейчас да сейчас».

С этими дочками просто беда!

Скоро ты будешь как спичка худа.

Иди-ка обедать вертушка!

И маму спросила:

Бабушка: Как дочка дела?

Наверно, в больнице за целые сутки

Опять для еды не нашлось ни минутки?

А вечером съела сухой бутерброд

Нельзя же сидеть весь день без обеда!

Уж доктором стала, а все непоседа.

Ох, этими дочками просто беда!

Скоро ты будешь как спичка худа.

Иди-ка обедать вертушка!

3 мамы на дочек глядят

Что делать с дочками упрямыми?

Все: Ох, и не просто быть мамами.

Вопрос : Какую семейную традицию показали девочки?

Текст 6. (труд).

Кому-то может показаться смешным, но проводить уборку в квартире по субботам – тоже наша традиция! У каждого из нас свои обязанности, которые нам по возрасту. Каждый занят работой - мама моет пол, брат вытирает пыль, а я мою посуду и выношу мусор. Мы всегда делаем работу дружно, с заботой и поддержкой.

Вопрос : О какой традиции идет речь? Есть ли у нас такая семейная традиция?

Стихотворение 7(о гостеприимстве)

Приехал долгожданный гость,

Давно он не был в нашем доме,

Его встречать нам довелось

С радушьем, в вежливом поклоне

И угощенья принесли

С гостеприимством дастархана

В казане беспармак кипит

Из мяса жирного барана.

Пока варился наш обед,

Мы гостя дружно привечали,

Он был заботою согрет

И ароматной чашкой чая,

И вот на блюде беспармак

Баранья голова дымиться…

Традиций знанья - не пустяк!

Мне это в жизни пригодиться!

Вопрос : Дети, как следующее бревнышко мы назовем? (ответы детей)

Текст 8 (защита)

Родина берет начало с отчего дома. Отчий, значит отцовский, это слово того же корня, что и Отчество – земля наших отцов. Отцовское слово крепкое, нерушимое. Наши мужчины могут все: дом построить, и в трудную минуту встать на защиту Родины.

Вопрос: Что у нас будет являться крышей дома? (защита)

А что будет являться фундаментом нашего дома? (семья)

Мы с вами построили прекрасный, крепкий дом, с добрыми традициями. Давайте, ребята, еще раз повторим, какими традициями наполнен наш дом.

Вопрос: Такой дом может разрушиться? (ответы детей).

Мы с вами тоже одна большая семья, и так хочется, чтобы она была у нас дружной и сплоченной, чтобы в нашей семье царил мир, покой и взаимопонимание.

На этом беседа наша закончена, благодарю всех за внимание!

Тема. «Моя будущая семья"
Цель. Формирование у воспитанников представлений о семье, ее функциях и значении в жизни человека.
Задачи:
познакомить воспитанников с определением семьи; понятием «психологический климат семьи»;
показать (на примере) последствия нарушений семейных отношений;
воспитывать качества, необходимые для создания в будущем счастливой, полноценной семьи.

Ход занятия

Организационный момент.
Прежде, чем приступить непосредственно к занятию, я предлагаю вам игру «Вижу, слышу, чувствую». Послушайте правила игры: игра проводится в кругу, первый участник произносит слово «вижу» и называет то, что видит (здесь и сейчас), второй участник – слово «слышу» и называет то, что слышит и т.д. Каждый участник должен произнести по очереди данные три слова. Вот так, играя, незаметно для себя вы активно включились в работу.
Сегодня я предлагаю вашему вниманию тему занятия «Моя будущая семья». Данное занятие поможет вам сформировать представление о семье, о ее значении в жизни человека. Вы сможете мысленно отправиться в будущее и представить свою будущую семью и себя в ней.
Ни одна нация, ни одно сколько-нибудь цивилизованное общество не обходилось без семьи. Для каждого человека семья начало начал. Думаю, не ошибусь, если скажу, что практически каждый из вас думал о том, какая семья у него будет в будущем. Поднимите, пожалуйста, руку, кто задумывался об этом. Мы много говорим о семье, а что же такое семья? (Записываю слово «семья» на доске).
- Ребята, перед вами на столе лежат карточки, фломастеры. Задание заключается в следующем: каждому участнику нужно записать на карточке ассоциацию, которая возникает у вас, когда вы слышите слово «семья». На одной карточке записываете одно слово. (По окончании работы, каждый ребенок по очереди, выходит к доске и прикрепляет карточку возле слова «семья», поясняя свой выбор).
- Обратите внимание на те слова, которые чаще всего встречаются среди ваших ответов. Видимо это главное, что мы можем отнести к понятию «семья». Судя по вашим ответам, данное понятие очень емкое, но существует официальное определение семьи и оно не одно. Я обратилась за ответом к философскому словарю. Он дает следующее определение семьи.
«Семья» - ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. на многосторонних отношениях между мужем, женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство. (Слайд)
- У кого есть вопросы по данному определению? Как следует из определения, семья – сложное явление, требует от человека душевных затрат, постоянной работы над собой. И все же большинство людей склоняются к тому, что жить в семье лучше, чем без семьи. А как вы считаете? Почему вы так считаете?
Вывод: семья – лучшее место для восстановления затраченных сил, место, где каждый может показать свои личные достижения, где тебя понимают и принимают таким, какой ты есть.
Но в каждой ли семье такая обстановка? От чего, от кого зависит, будет тепло или холодно, уютно или нет в семье?
Отношения в семье, от которых зависит самочувствие ее членов, называют психологическим климатом семьи.
Приводится пример – зачитываю письмо девочки (слайд). Идет обсуждение, прочитанного текста:
- каков психологический климат данной семьи?
- Счастливая ли эта семья?
- В чем причина несчастья данной семьи?
А сейчас я прошу вас прочитать пословицу (слайд) – «На что и клад коли в семье лад».
- Как вы понимаете данную пословицу? (Ответы детей)
Вывод: если в семье любят и уважают друг друга, то они счастливы и без клада.
В.А. Сухомлинский говорил, что семья это та среда, где человек должен учиться творить добро. Обратите внимание на стенд, на нем вы видите ватман с нарисованной бочкой. Наверное, все подумали – при чем тут бочка и слова Сухомлинского. Объясняю. Бочки нужны для того, чтобы их заполняли чем- то полезным, нужным. Я предлагаю заполнить нашу бочку качествами, которые необходимы всем членам семьи, для того, чтобы в ней царило добро (как сказал Сухомлинский), мир и согласие.
Задание: каждый из участников выходит по очереди к стенду и «положив» (произносит вслух), в бочку необходимое качество, закрепляет ее «обручем» (надписывая на нем, названное качество).
Итак, выполнив задание, мы пришли к выводу, что если все члены семьи будут обладать данными качествами (перечисляю те качества, которые записали ребята), то ее можно назвать счастливой. Но помните, что счастье семьи зависит и от того, умеем ли мы видеть в своих близких хорошее, говорим ли им добрые слова. В каждом человеке много хорошего, надо это только захотеть увидеть. Я предлагаю вам игру, которая называется «Комплименты». Игра проходит под песню Б.Окуджавы «Комплименты».
Наше занятие подходит к концу. Что нового для себя вы узнали на этом занятии? Что вам понравилось? С чем вы не согласны?
Итог. Мы сегодня говорили с вами о том, что такое семья, нужна ли она и почему. Вы узнали, что такое психологический климат семьи и кто его создает. Вы приобрели необходимые качества для построения счастливой, крепкой семьи. Надеюсь, что данное занятие помогло вам представить свою будущую семью и себя в ней.
Дорогие ребята, вы стоите на пороге жизни. Какой будет семья завтра? Человечество строит прогнозы, а создавать семью вам. Перед вами множество дорог. Приведет ли выбранный вами путь к счастью – зависит в первую очередь от вас. Л.Н.Толстой говорил: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». Я же, заканчивая занятие, говорю вам: «Будьте, пожалуйста, счастливы»!

Человек по свой природе склонен к уюту и теплу, к привычным вещам и добрым традициям. Давно ли вы обедали в кругу близких - чинно рассаживались вокруг стола с белоснежной накрахмаленной скатертью? В современном ритме жизни мы уже забыли, что это такое семейный обед. А как хочется хоть проснуться воскресным утром от манящего запаха домашних пирожков или тонкого аромата ванили!

Как это было

Семейный обед – одна из традиционных ценностей русской купеческой семьи. За столом собиралось несколько ее поколений. А по праздникам к семейной трапезе присоединялись еще и близкие друзья. Особенность сибирской кухни - обилие мучных блюд (пироги, шаньги, блины, оладьи, калачи) и пшеничный хлеб. В зажиточных семьях почти не ели картофель, зато любили соленые огурцы и квашеную капусту. Мясо и молоко кушали каждый день - они были очень дешевы.

Пельмени и «провесная говядина» (слегка посоленное мясо, высушенное морозом и ветром) - специфические сибирские блюда. «Когда подаются пельмени, то все блюда бывают поражены паникой и не смеют являться на стол, присутствующие не смеют отказываться, сколько бы их не подавали… Сибиряк, потребивший их, только краснеет, и лицо его сияет удовольствием...», - образно писал когда-то один из наших земляков. Пельмени - типичное зимнее блюдо – их заготавливали по нескольку мешков сразу и хранили на морозе в деревянных коробах. Ямщики брали замороженные пельмени в дорогу. В постные дни мясо заменяла свежая и соленая рыба: с рыбой пекли пироги, из нее варили уху, жарили, солили.

Праздничные обеды были особенно изобильными (холодные закуски, суп и щи, соусы и жаркое). Одних только мясных блюд могло насчитываться до десятка (ветчина, свиной окорок, запеченный поросенок, куры и утки, обсыпанные яйцами, перепелки и тетерева в лимонах, говяжьи котлеты, мозги и почки, дичь).

Завершалась трапеза непременным чаепитием со сладкими пирогами и пряниками, бисквитами и вареньем, молоком и булками. Увлечение чаепитием отличало купцов от простых горожан и крестьян, потому что было дорогим удовольствием. Выпивали они огромное количество чая - до 40 стаканов в день! Чай - обязательный напиток при приеме гостей. Чаепитие - атрибут деловой беседы, отдыха, семейных вечеров. Кроме чая подавали и другие напитки - кисель, квас, «медовуху», пиво, вино, наливки, простую водку и водку со специями («настойку»).

А что сейчас?

Семейные традиции: это уют, тепло, уверенность в том, что ты нужен. К сожалению, сейчас традиция семейных обедов почти утеряна. Почему? Ведь регулярные совместные трапезы не только учат детей, в какой руке воспитанный человек должен держать вилку, но и не позволяют вырасти им несчастными людьми. По мнению медиков, люди, выросшие в семьях, где семейные обеды и ужины были традицией, гораздо реже страдают от психических расстройств. А все потому, что чувствуют поддержку со стороны своих близких в сложных жизненных ситуациях. Такие люди легче находят контакт с родителями, не забывают про них в старости, реже впадают алкогольную и наркотическую зависимость или депрессивное состояние.

Современные люди как будто разучились разговаривать. Нет, говорим мы, конечно, постоянно – да все не о том… Специалисты по проблемам семьи твердят в один голос: «Отсутствие общения - причина распада внешне благополучных союзов». Когда двое людей привыкают к молчанию, они теряют привычку решать сообща повседневные проблемы. По исследованиям Чикагского Университета подростки ежедневно проводят в кругу семьи не более часа, к тому же именно на этот час приходится еда, компьютер и телевидение. Вряд ли в нашем отечестве ситуация лучше.

Давайте возрождать забытую традицию! Ведь чтобы собраться вместе, нужно не так уж и много усилий.

Как организовать семейный обед?

Правило первое. Собрать семью за одним столом может оказаться непросто, поэтому ищите варианты. Если папа возвращается с работы поздно, нет смысла дожидаться его с ужином, но можно «придержать» десерт, чтобы съесть его всем вместе. Если большинство членов семьи уходят по утрам примерно в одно время - совместным может быть завтрак. Или устраивайте «файв о клоки» по выходным с бутербродиками и шоколадками – процесс займет не больше получаса. Не получается собираться вместе каждый день - делайте это раз в неделю или раз в месяц. Главное – сделать эти встречи регулярными.

Правило второе. От семейного обеда все собравшиеся должны получать удовольствие. Только тогда встречу захочется повторить.

При подготовке к этому мероприятию желательно учесть особенности возраста ваших детей . Когда ребенку годик, его самое большое желание - побыть с родителями. Двухлетний малыш уже может полноценно участвовать в семейном в обеде, состоящем из первого, второго и десерта - просто наденьте на него «слюнявчик» и постелите салфетку туда, куда может упасть еда. Малыш получит удовольствие уже от того, что сидит за общим столом и кушает, как папа с мамой. В возрасте5 - 6 лет ребенку интересно есть все, если он готовил это сам. Труднее всего придется с подростками - им некогда сидеть за общим столом и сама концепция чинно-благородного семейного обеда их вовсе не вдохновляет. Но при желании и хорошо развитой фантазии и для них можно что-нибудь придумать.

Правило третье. Необходимо продумать меню. Самая правильная еда для современного семейного обеда – та, которая понравится всем (сложная задача!) или та, к которой все имеют отношение (уже полегче). Если следовать русской кулинарной традиции, во время семейного обеда в доме должно пахнуть пирогами. Запах пирога – лучшая на свете аромотерапия. Можно и вовсе устроить жеребьевку: выбирайте из любимых кушаний членов семьи или национальных кухонь (устройте, например, «итальянскую субботу»…).

Правило четвертое. Отведите для данного мероприятия специальное место (и не забудьте выключить телевизор – он помешает неспешной беседе!). Хорошо, если в вашем загородном доме или городской квартире есть столовая. Впрочем, можно собраться на летней веранде, в гостиной или на кухне – традиционном месте всех семейных посиделок.

Создать уютную обстановку, располагающую к неспешной и вдумчивой беседе просто. Если в былые времена интерьер украшали портреты предков, написанные маслом, то сейчас место картин могут занять семейные портреты, выполненные профессиональным фотографом.

По этикету столовые приборы для семейного обеда должны непременно серебряными. Столовое серебро - это философия семейных ценностей: оно ассоциируется с аристократизмом и изысканностью и демонстрирует безупречный вкус хозяина. Манящий блеск серебра и великолепие хрустальных бокалов украсит белоснежную скатерть.

Если практика семейных обедов прижилась в вашей семье, можно завести кулинарную книгу для потомков с самыми интересными рецептами, с комментариями и рисунками. Ваши дети будут показывать ее вашим внукам и готовить блинчики по вашим рецептам.

Как все быстро проходит в этой жизни! Мы давно встали взрослыми, у нас появились свои дела. И нет ощущения сплоченности, того самого веника из притчи, который не сломать, если все прутики в нем связаны между собой. Остались лишь воспоминания далекого детства – мамины милые хлопоты, гусь с яблоками на Новый год, великолепная стряпня, чаепития и разговоры обо всем. Семейный обед - это способ сказать своим близким: «Вы – самое дорогое, что у меня есть».

Материал подготовила Елена Аксарина

СЕМЕЙНЫЙ ОБЕД ИСКОРЕНИТ ХУЛИГАНСТВО

Британское правительство собирается развивать в британцах традиции семейных обедов с целью снизить хулиганство в стране.

Правительство утверждает, чтп хулиганство начало расти с тех пор, как семьи перестали собираться за столом. Тони Блэр пообещал воспитать в детях "культуру уважения". Министр Хейзл Блэрс уверяет, что начать воспитание надо с семейных обедов.

Специалисты по воспитанию детей согласны с этим. Они уверяют, что все больше маленьких детей не умеют пользоваться ножом и вилкой, а изолированные подростки предпочитают разогревать еду в микроволновке и забирать в свою комнату, не сказав никому ни слова. Все это происходит из-за того, что семьи больше не собираются за столом.

Исследование, проведенное в 2004 году показало, что 20% семей собираются за столом только раз в неделю или реже. Исследование, проведенное организацией Raisingkids подтвердило, что дети часто едят сами в своей комнате за телевизором или играя в компьютерные игры. Из тех кто ест вместе с родителями, телевизор - любимый гость к обеду, и 75% семей смотрит его за обедом.

Детский психолог и специалист по воспитанию доктор Пат Спангин, основательница Raisingkids говорит, что положительные стороны семейных обедов многообещающи, зачастую удивительны и нельзя их недооценивать. Организация выступает за то, чтобы собрать семьи за обеденным столом.

"В наши дни дети могут за весь день не сказать родителям или братьям-сестрам ничего кроме "привет", - говорит Пат, - "Это синдром "один дома вместе", когда семьи находятся под одной крышей, но в своих ячейках."

Эта изоляция может повлиять на развитие речи способности детей. Исследователи из Гарвардского университета в США заключили, что семейные обеды важнее для развития языка, чем игра или чтение с ребенком. Также они важны для развития ребенка и самоутверждения вдали от дома. Несколько недавних исследований показало, что дети, регулярно обедающие в кругу семьи, наименее вероятно попадут в плохую компанию, начнут курить, пить и принимать наркотики. У них меньше проблем с психическим здоровьем, они лучше учатся в школе.

Исследование, проведенное национальным центром зависимости и злоупотребления веществами в Америке также нашло, что у такие дети меньше времени проводят с партнерами и у них нет сексуально активных друзей. У девочек наименее вероятно будет более взрослый молодой человек.

"Семейные обеды объединяют, они дают ребенку уверенность и учат как вести себя среди людей", - говорит доктор Спангин. "Не только дома, но и за его пределами".

Катрин Коллинс, главный диетолог больницы Ст Джорж в Лондоне, говорит, что совместные обеды могут также помочь решить серьезные проблемы с питанием. "Для маленьких детей обед со всей семьей за столом - это постоянное обучение. Они сидят с другими людьми и видят как они едят разнообразные продукты и это поощряет их пробовать новые блюда. Ребенок со старшими братьями или сестрами, который учится пользоваться столовыми приборами, будет лучше стараться. Кроме того сами обеды обычно намного полезнее, если они приготовлены дома".

"Регулярные семейные обеды это также способ проследить что едят дети и определить нарушения в питании. Подростки находятся под постоянным давлением и попытках лучше выглядеть и еда для них - способ контролировать внешний вид".

Поскольку уровень ожирения в Великобритании поднимается, британцы едят больше вредных закусок, чем жители других европейских стран, следить за тем, что едят дети, важнее, чем никогда.

Многие родители знают о пользе совместных обедов. Из родителей, опрошенных Raisingkids, 89% согласились, что семьи теряют от того, что не едят вместе. Но из-за недостатка времени, семейные обеды могут казаться наказанием, нежели удовольствием.

Это может объяснить почему все больше британских семей предпочитает питаться в ресторанах. Почти половина опрошенных семей обедали не дома как минимум раз в месяц. "Это хорошее показание того, что семьи едят вместе, но нужно сделать это не редким удовольствием, а постоянным событием".

« Символ жизни – семья» (семейная азбука)

Цель: Формирование позитивного образа семьи у воспитанников детского дома.

Задачи:

Формировать представления о роли семьи в жизни человека.

Укреплять родственные связи воспитанников.

Учить работать в команде, соблюдая правила взаимоуважения и взаимопонимания.

Развивать познавательную активность, мышление, творческое воображение.

Методическое оснащение:

Плакаты с пословицами (демонстрационные),

Карточки с пословицами (индивидуальные),

Схематические изображения (дом, люди, солнце и т.д.)

Видеозапись «Наши увлечения»

Реквизит для конкурсов (куклы, пеленки, ленты, воздушные шары, фломастеры, костюмы для инсценировки)

Предварительная работа:

Цикл занятий по семейному воспитанию по программе «Добрый дом»

Разучивание стихов по сценарию,

Рисование на тему «Наша дружная семья»

Ход занятия:

Вед. Волшебный символ жизни – семья.

В нем капелька Отчизны, в нем я,

В нем все родные, братик, сестра,

В нем маленький квадратик двора,

В нем солнце, и березка, и дом

В нем все тепло смеется кругом.

Задумайтесь, что же такое «семья»? Продолжите на своих карточках фразу «Семья –это…» (Дети зачитывают ответы).

Значимость понятия «семья» очень велика. Семья для каждого из нас – самое главное в жизни, самое нужное. Но иногда случается так, что есть общая крыша над головой (ставит макет дома), есть люди, живущие вместе (силуэты). У них общая фамилия, документы о родстве. А вот потребности общаться друг с другом, быть рядом нет. И каждый стремиться быстрее уйти из дома туда, где его больше понимают и принимают, где ему интереснее.

Можно сказать, что это семья?

Что связывает людей в семье кроме общей фамилии и общего дома?

(ответы детей)

Правильно. Вы перечислили много условий и душевных качеств, которые помогают людям создать счастливую семью. Но как быть? Нет законов, обязывающих людей быть добрыми, любящими, заботливыми. А вот счастливые семьи существуют тысячи лет.

Откуда же люди узнают, как создать и сохранить крепкую семью?

(ответы детей)

Есть еще один источник передачи жизненного опыта. Это русские пословицы – крупицы народной мудрости. Используя их, мы постараемся сейчас оживить этот дом, а его обитателям поможем обрести душевную близость.

Ведущий закрепляет на доске «смайлик».

Что это? (ответы детей)

Ведущий открывает первую пословицу.

Я предлагаю такую пословицу: «Добрый дом держится трудом» Вы согласны?

Тогда вы без усилий сможете собрать пословицы, которые спрятаны под ромашковой поляной. Нужно составить из двух частей одну из известных вам пословиц. А Мише предлагаю вспомнить пословицу по картинке.

(Дети разбирают карточки и составляют пары, зачитывают получившиеся пословицы)

О чем пословицы?

Какое качество необходимо этой семье в первую очередь?

Какой лучик мы им подарим?

«Трудолюбие» (прикрепляем лучик к смайлику)

А трудолюбие принесет в дом достаток и благополучие. (прикрепляем к дому цветы, дерево, кошку)

Следующая пословица такая: «Когда в семье лад – не нужен и клад». (открываем пословицу)

Что такое «лад»?

Умение ладить с собой и людьми – это самое ценное качество в человеке. Давайте убедимся в этом.

Инсценировка «Мир в семье всего дороже»

Ведущий: Жили-были дед де баба.

Жили не тужили,

Сухарь чаем запивали,

Один раз в месяц колбасу жевали.

И все бы ладно, да курочка-невеличка

Взяла, да и снесла яичко.

Яичко не простое, яичко золотое.

А теперь по нашим ценам

И вообще оно бесценно.

На семейный, на совет

Собрал внучку с бабкой дед.

Так и так, такое дело.

Что с яичком этим делать?

Может скушать, иль продать,

Иль на доллары сменять?

А может, чтоб упали стены,

Центр музыкальный купим современный?

Что ты дед, побойся бога!

Музыка не стоит много!

Лучше купим телевизор,

Пылесос или транзистор?

Иль возьмем телегу мыла

Чтобы дома чисто было.

Может купим мне духи?

Обалдеют женихи!

Иль французскую помаду?

Я ей тоже буду рада!

Начался тут сыр да бор,

Да житейский шумный спор!

То не се, да то не так!

Ты балда!

А ты дурак!

Начался такой скандал –

Свет такого не видал!

Только курочка молчит, около стола стоит.

Ну, никак не ожидала стать причиною скандала!

Чтобы это прекратить,

Надо мне яйцо разбить.

Подошла она тихонько,

И крылом взмахнув легонько,

Яичко на пол уронила!

Вдребезги его разбила!

Плачет внучка, плачет баба:

Что наделала ты, Ряба?!

Дед не плакал, как не странно,

Вывернул с дырой карманы.

Нету денег, ну и что же?

Мир в семье всего дороже!

Да, действительно, мир в семье всего дороже. И сохранить его поможет лучик « Взаимопонимание» . Подарим такой лучик? (к смайлику прикрепляем луч)

Вот и улыбаются жители нашего дома! (переворачиваем силуэты).

Открываем следующую пословицу. «Другим не поможешь – сам пропадешь».

О чем в ней говорится? (ответы детей)

Взаимопомощь – великая вещь. А самой идеальной парой, действующей всегда слаженно и быстро, являются наши руки. Предлагаю вам такое задание: вы будете работать как одна пара рук и продемонстрируете нам чудеса взаимопомощи. Играющим связывают вместе пару рук, а свободными руками они должны запеленать куклу и завязать бантом. (играют две пары). Молодцы, справились!

Дарим нашим друзьям лучик « Взаимопомощь» .

Открываем следующую пословицу: «Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось!»

О чем она?

Где-то на белом свете

Наша семья живет

Горя и бед не знает

Дружною слывет.

Вместе читаем книги,

Вместе в кино идем,

В праздник поем и пляшем

В будни дела найдем.

припев

Ла-ла-ла-ла-ла-ла-ла

Дружная у нас семья!

Света белье стирает,

Сергей подметает пол,

Дима посуду моет,

Думая про футбол.

Спорится вмиг работа,

Каждый к труду привык,

И отдыхать умеем –

Жарим в лесу шашлык!

припев

Дарим лучик «Дружба»

Следующая пословица «Веселье делу не помеха». Хорошее настроение поможет и в труде, и на отдыхе. А чем больше семья – тем больше хорошего настроения! Предлагаю шуточный конкурс «Большая семья» (Гоша, Валера)

Нужно надуть шарик – это будет дом, и поселить туда большую семью (нарисовать маркером человечков)

Дарим лучик «Веселье» (чувство юмора).

И последняя пословица: «Делу время – потехе час».

Потеха – это не просто развлечение, а еще и общие увлечения всех членов семьи. Они помогают людям объединится и лучше понять друг друга.

Какие семейные увлечения вы знаете?

Чем увлекаются дети нашей семьи?

Просмотр видеозаписи об увлечениях детей семьи «Улыбка».

Дарим еще один лучик «Семейные увлечения».

Вот у нас и получилось солнышко, мы поделились своим душевным теплом. Из чего оно состоит? (дети зачитывают)

    Трудолюбие

    Взаимопонимание

    Взаимопомощь

    Дружба

    Чувство юмора

    Семейные увлечения

Я думаю, мы помогли нашим друзьям. Они улыбаются, держатся за руки и дом выглядит веселее. Если они постараются, у них обязательно будет крепкая семья. Может быть она будет похожа на нашу «Улыбку».

Выставка рисунков.

А вам я желаю, чтобы ваши будущие семьи согревало и оберегало тепло ваших сердец, вашей души и вот такое доброе солнышко.

И закончим наше занятие стихами.

Пусть все это только игра,

Но ею сказать мы хотели:

«Великое чудо семья!

Храните ее! Берегите ее!

Нет в жизни важнее цели!

Чем жива семья сегодня?

Всех проблем не перечесть.

И порою забываем,

Что в тревогах и заботах

Главное – семью сберечь!

В семье как в солнце – много света,

Улыбок много и добра.

Пусть не проста дорога эта,

Зато надежна и светла.

Все дети : Пусть крепкой будет наша семья – иначе жить на свете нельзя!